16 ноября 2022 года прошла Международная конференция «ESG – новая парадигма развития финансового рынка».
Почему принципы ESG важны для Казахстана?
Для начала давайте разберемся, что же такое ESG — Environmental, Social, and Corporate Governance, что в переводе означает экологическое, социальное и корпоративное управление. Принципы ESG являются системой характеристик управления компанией и направлены на вовлечение компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем.
Принципы ESG стали новым трендом в мире, люди начинают понимать, что состояние экологии ухудшается, а значит трансформация бизнес-моделей по принципам ESG идет во благо природы, экологии и человечества. Кроме того, это является международным требованием. Что также означает, если компания импортирует свои товары за рубеж — ее трансформирование бизнес-модели станет необходимостью.
В соответствии с Парижским соглашением, подписанным 195 странами и Европейским союзом в 2015 году и направленным на снижение выбросов парниковых газов на 30%. Казахстан тоже подписал соглашение и взял на себя обязательства. Поэтому в прошлом году в нашей стране была сформирована вся необходимая правовая среда для «зеленого» финансирования и новый Экологический кодекс. В его рамках была введена Таксономия «зеленых» проектов, направленных на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, энергосбережения, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменению климата.
Что было на конференции?
Конференция стала неким продолжением одной из сессий Центральноазиатского саммита МФО: социальные аспекты в микрофинансировании о принципах ESG в микрофинансовом секторе, прошедшего 28 октября 2022 года в Алматы.
Организаторами конференции стали Казахстанская фондовая биржа (KASE), Национальный банк РК (НБРК) и Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК) и Программой ООН по окружающей среде (UNEP).
На конференции присутствовало более 40 не только казахстанских, но и иностранных спикеров, а у участников, пришедших в отель, была возможность слушать конференцию на казахском, русском и английском языках.
Основной темой обсуждения на конференции стали вопросы внедрения принципов ESG: глобальные тренды финансирования проектов устойчивого развития, развитие регулирования, корпоративные ESG-стратегии и трансформацию бизнеса, а также передовая практика в области раскрытия ESG-информации, доступные инструменты зеленого финансирования, ESG-проекты в Центральной Азии и Казахстане и другие актуальные темы.
Комментарии руководителей государственных структур
Корреспондент Bizmedia.kz задал вопросы Члену коллегии (министру) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии от Республики Казахстан Бакытжану Сагинтаеву.
– На что следует обратить внимание финансовым компаниям, делающим первые шаги в сторону трансформации бизнес-модели по ESG принципам»?
– Сегодня все спикеры говорили, что понятно, куда все это приведет, поэтому надо быть очень осторожным. В то же время это все возможно, но в то же время это и риски. Понятно, что будет удорожание. И даже Глава Субрегионального офиса Программы ООН по окружающей среде по Центральной Азии Айдай Курманова сказала, что надо понимать, что будет удорожание. И здесь уже касается долгосрочного планирования. На какой уровень выйдет трансформация по ESG-проектам и в целом компаний. И надо быть, наверное, всем готовыми. Вот много говорим. Сейчас тоже ко мне подходили, что много говорим о действиях. Ну понятно, если не будем говорить, абсолютно ничего не будет. Поэтому я думаю, что здорово, что такая конференция проходит и даже те риски, которые нас ожидают — должны быть проговорены. Поэтому я думаю, что мы в любом случае перейдем и лучше сейчас уже нужно начинать всем.
– Как вы думаете, сколько времени понадобится, чтобы ESG стало для казахстанских компаний нерушимым элементом бизнес-моделей»?
– Ну, уже насколько понимаю, еще когда-то: то ли в 2014, то ли в 2015 году еще когда программу принимали — там на сколько-то должно быть уменьшено по Казахстану. И если брать европейские индикаторы, которые установлены: мы говорим одно, но в то же время жизнь вносит свои коррективы. Исходя из этого должны будем двигаться. Вот недавно, например, я прочитал интервью Eurasian Resources Group (ERG), что они сегодня инвестируют, чтобы к 2026 году полностью трансформировать всю свою компанию, то есть озеленить выпуск продукции. То есть те требования, что Европейский Союз ставит к 2026 году. Допустим, алюминий, который мы производим в Казахстане, не будет соответствовать стандартам, мы уже туда не поставим. Поэтому, как говорили спикеры, если Казахстан более ресурсосодержащее государство, тогда компании должны уже успевать к выполнению тех требований, которые установлены теми странами импортерами нашей продукции. Поэтому чем раньше — тем лучше.
Также корреспондент задал вопросы, председателю агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Абылкасымовой Мадине ответы, на которые так важно услышать финансовым организациям, чтобы начать трансформацию бизнес-моделей.
– Каким образом регулятор планирует стимулировать финансовые компании в сторону трансформации бизнес-моделей по ESG принципам и будут ли какие-то привилегии финансовым компаниям, использующим ESG?
– Для стимулирования перехода финансовых организаций к активному применению принципов ESG в своей деятельности Агентством совместно с IFC разрабатывается ряд документов. В настоящее время уже подготовлено Руководство по раскрытию информации о степени подверженности рискам ESG. В данном руководстве Агентством предлагается осуществлять раскрытие нефинансовой информации в рамках трех блоков:
- определение существенной ESG информации,
- управление ESG факторами,
- корпоративное управление.
Финансовые организации смогут использовать данный документ для подготовки и публикации отчета об оценке влияния ESG факторов на их деятельность в рамках ежегодной отчетности.
Кроме того, Агентством и IFC ведется работа над Руководством по выявлению, оценке и управления ESG рисками. В рамках данного документа будут изложены рекомендации по оценке финансовыми организациями финансируемых проектов на предмет наличия экологических и социальных рисков.
В дальнейшем Агентство планирует осуществить постепенный переход к обязательному раскрытию финансовыми организациями в отчетности информации по ESG критериям. При этом в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к системам управления рисками и внутреннего контроля, будут интегрированы требования по учету ESG факторов во внутренних системах.
Наряду с этим, Агентством совместно с международными экспертами проводится обучение для участников финансового рынка в целях повышения их осведомленности о текущих тенденциях в сфере ESG принципов для наращивания экспертного потенциала финансовых организаций.
Необходимо отметить, что внедрение ESG принципов в регуляторные требования направлено, прежде всего, на обеспечение устойчивости бизнес-моделей самих финансовых организаций и снижение влияния ESG рисков на их кредитные (инвестиционные) портфели.
При этом по мере перехода финансовых организаций на учет ESG принципов в своей деятельности, и выявления факторов, ограничивающих данный переход, будут рассматриваться вопросы внедрения соответствующего стимулирования с учетом международной практики.
Все начинается с университетов?
Чтобы в будущем ESG-принципы стали для предпринимателей и руководителей финансовых компаний неотъемлемой частью бизнеса — необходимо начинать со студентов. Почему именно с них? В будущем они будут открывать новые рабочие места или придут на работу в компании и помогут трансформировать их бизнес-модели в соответствии с принципами ESG.
На конференции был Проректор по академическим вопросам Казахстанско-Британского технического университета Джумасейтова Асель Кенесовна, которая рассказала, что было сделано, чтобы университет применял ESG в своей образовательной и бизнес-модели.
– Какой совет вы бы дали казахстанским университетам, чтобы у студентов сложилось правильное мнение и впечатление о ESG?
– Нужно рассказать и объяснить, ну и всегда есть свобода выбора – это один из стандартов. И в принципе, молодежь всегда сделает правильный выбор, что им интересно. А я вижу, что это интересно, поэтому я не считаю, что это тренд, что сегодня это интересно, а завтра нет. Я вижу, что студенты действительно этим озадачены. Поэтому я думаю информированность, когда преподаватель только расскажет и снимает с себя ответственность не подходит в этом вопросе. Мало проинформировать, мало заинтересовать, надо призвать к действию, а это через групповые проекты. Это то, чтобы они прям реально захотели изменить, и мы видим примеры, когда мы прямо говорим, что эта дисциплина обязательна. Например, глобализация, политика или волонтерская деятельность. Они ее проходят и в конце реально видят, почему и какие дисциплины мы включили в наш список. Мы видим, что они не видят возможность, что их действия (одного человека) ESG поменяют что-то, а вот когда они уже участвуют в проекте и смотрят результат, они начинают менять. У нас 10 факультетов, но проекты разные. Надо помочь сделать первый шаг, самый сложный первый шаг и закончить (остановиться). Это обычно так и в науке, и в проектах. Если помочь сделать первый шаг – они смогут идти дальше. Я думаю, что университеты должны работать в таком направлении. Просто у некоторых университетов приоритеты разные: кто-то больше на науку, кто-то больше на финансовую устойчивость (и такое бывает). Но если ставить посередине студентов и студентоцентрированность, то все получится.
– А как вы думаете, если проводить такие же конференции, но в рамках университетов, чтобы они обменивались опытом и продвигали эту тему?
– Ну, чтобы не было: услышал, забыл. Услышал, увидел 10-15% запомнил, что-то сделал своими руками – запомнил на 80-85% максимум. Для этого они должны представлять, почему я говорю конкурсы и рейтинги, ведь это как мотивация для других вузов. О, я тоже хочу быть в этом рейтинге. Но в принципе, может ВУЗ и правильно двигался и рейтинг ему не нужен. Но было бы замечательно, если бы что-то их смотивировало, какие-то свои работы. Очень много есть курсов: Coursera и многие другие ВУЗЫ, которые сейчас дают дисциплины по ESG. И там кто проходил, в частности, и у меня был такой опыт – очень много зарубежных кейсов. Да, это классно, это интересно, но у нас другая реальность, у нас другая ментальность, что у нас пойдет, а что нет. Здесь такой момент, что я абсолютно с вами согласна надо, надо. Но нужно непросто приходить, а рассказывать, показывать что-то.
Какие финансовые организации уже работают в этом направлении?
Региональный менеджер AVIS Казахстан Мехмет Фатих Туркер поделился своим мнением и опытом. Компания AVIS занимается прокатом и арендой автомобилей за рубежом и работает в Казахстане более 7 лет.
«Наши стратегии можно разделить на 4 аспекта. Первое — это создание системы внутри компании. Система — это не создание числовых показателей, а снижение карбоновых выбросов на 30%. Мы создаем систему внутри компании, которая добавляет значимость цифр. Внутри компании мы должны объяснить, что это не просто цифры или данные, важно понимать суть проблемы.
Если задать вопрос каждому присутствующему: «Когда вы проснулись, решили ли вы добавить больше вреда тому миру, в котором мы живем?» индивидуально каждый скажет «нет», но коллективно говоря, если мы будем проверять — то наше поколение приносит больше вреда миру, в сравнении со всеми поколениями, существовавшими раньше. Поэтому снижение этих процентов выбросов в отчете нужно, так как к концу этого века, большинство из нас не сможет дышать без определенной маски, соответственно, часть мира не сможет пользоваться чистой питьевой водой. Это не по снижению выбросов, по сути, это не по снижению каких-то целей и показателе. Система, которую мы должны создать в компании должна раскрывать информацию людям — что это за цифры и почему они так важны», — начал объяснение Фатих.
Автопарк AVIS уже планируют заменить электромобилями. Однако сотрудники компании изучают, какое воздействие на окружающую среду они окажут. Например,жизненный цикл автомобиля, аккумуляторные батареи и способы их дальнейшего использования и т.д.
«Второй аспект — это знать, что делать. Так как стратегии нужно реализовать определенными действиями. Мы исследуем вопросы касаемо электромобилей на глобальном уровне и отслеживаем исследования. Третий аспект — поделиться тем, что мы знаем. Ведь большинство заинтересованных людей не знают о мобильности, электромобилях, но мы знаем и готовы делиться своими знаниями. Мы организуем всевозможные мероприятия, представляем электромобили и преимущества, которые они приносят. Мы собираемся создать экосистему вокруг нас, решать проблемы совместно и понять трансформацию лучше. Четвертый аспект — создать коллективное сознание, чтобы делиться информацией и иметь возможность ее обсуждать. Это шаги по трансформации», — закончил свое объяснение Региональный менеджер AVIS Казахстан.
Jusan Bank стал одним из первых банков, внедривших ESG в свою бизнес-модель. Недавно Jusan Bank, опубликовал отчет по устойчивому развитию в соответствии со стандартами GRI, охватывающий важнейшие корпоративные события и процессы в области ESG. Поэтому корреспондент обратился к его Управляющему директору по маркетингу, PR и ESG Олегжану Бекетаеву.
– Сложно ли было внедрять систему ESG?
– На самом деле несложно. Почему? Потому что у нас было самое главное — культура. У нас очень сильно ESG поддерживает председатель ИСД, у нас один из членов совета директоров гуру в этом. При правильной поддержке проблем на самом деле нет. Второй момент, это конечно — нужно пользоваться помощью консультантов. Шаги аудита и помощь консультантов помогли сделать за год большую историю: мы посчитали карбоновый след, сделали отчет по устойчивому развитию. Обычно в компаниях это занимает 1,5-2 года минимум, а мы смогли сделать это за год. Ну вот ровно при поддержке правильной руководства и, конечно, при правильной поддержке консультантов. Так что все возможно. Единственное, нельзя с этим тянуть — нужно брать и делать это уже сейчас. Потому что я думаю, что банки очень сильно обяжут на государственном уровне буквально к 2023 году или к концу 2023 года.
– Сегодня вы упоминали метод кнута и пряника, а что из этого будет более эффективно на казахстанском рынке?
– Я думаю, банки привыкшие к регуляторам ребята, поэтому для банков — это кнут. Это важная история. Но альтернативно должна для бизнеса, и не раз говорили, — это информационная история. Что такое ESG и какие программы есть. У нас есть программа ООН, где ты уже по деньгам ставку можешь в 2 раза уронить, но бизнес об этом не знает. Мы, когда это делаем, понимаем, что бизнес к нам не идет, потому что не знает. Приходят только компании, которые близко к теме. Например, компании, занимающиеся переработкой. А те, кто чуть подальше вообще не знают, что есть зеленые кредиты и прочее. Здесь, конечно, нужно проводить большую информационную историю и делать больше таких программ.
Услышав ответы Олегжана Бекетаева, корреспонденту захотелось узнать отношение председателя правления Jusan Bank Нурдаулета Айдосова к ESG.
«ESG является для Jusan Bank не модным нарративом, а комплексной философией, определяющей стратегическое видение и принципы осуществления корпоративной деятельности на перспективу. Финансовый сектор играет решающую роль в устойчивом развитии. Jusan Bank видит в ESG новые возможности для роста, а вопросы, связанные с развитием общества и банка, являются взаимосвязанными. Мы продолжим повышать эффективность системы корпоративного управления, обеспечивать благосостояние сотрудников, усиливать внимание к экологии и поддерживать общественную жизнь. Будучи ответственным бизнесом, банк ориентируется на качественную нефинансовую отчетность для стейкхолдеров, всесторонне раскрывая результаты деятельности в сфере ESG и вклад в Цели устойчивого развития ООН.
Общественный запрос в Казахстане на открытость, соответствие целям устойчивого развития ООН и международным критериям ESG будет продолжать расти. Для бизнеса это уже не вопрос исключительно сферы PR. Речь идет о долгосрочной конкурентоспособности и общей востребованности на рынке. Остаться в стороне от ESG – значит совершить стратегическую ошибку. Отчет об устойчивом развитии не только позволяет информировать все заинтересованные стороны о нефинансовых результатах деятельности, но и является отличным упражнением в понимании своих текущих недостатков и дальнейших приоритетов развития», – поделился своей точкой зрения Нурдаулет Айдосов.
Вывод
Международная конференция «ESG – новая парадигма развития финансового рынка» завершилась в 18:00. Участники восполнили свои знания о ESG.
За время конференции было очень много сказано — но одно высказывание повторялось чаще всего «Внедрять ESG в казахстанские компании необходимо уже сейчас». Причем не в форме гринфошинга, выдавая свои продукты за экологические или делая вид, что ты следуешь ESG. Важно действительно следовать этим принципам, чтобы предотвратить всевозможные бедствия в связи с изменением климата усугубляется: дефицит воды, потерю биоразнообразия, деградацию земель и неустойчивое использование природных ресурсов.
Закончим фразой одного из спикеров о трансформации бизнес-модели в соответствии с ESG-принципами: «У каждой организации свой приоритет. Нет универсальной пилюли. У кого-то это экологический аспект, у кого-то социальный, а у кого-то корпоративный».