Утильсбор в РК переходит в к компании «Жасыл Даму». Мы узнали об этой компании несколько интересных моментов.
Правительство приняло постановление в отношении ТОО «Оператор РОП», забрав в собственность государства активы, созданные за счет средств утильсбора в РК. О подробностях узнал корреспондент Bizmedia.kz. Теперь его в Казахстане будет собирать совсем другая фирма.
Утильсбор за ввоз транспортных средств в страну введен в Казахстане с 2016 года. Размер выплаты зависит от объема двигателя и типа автомобиля.
Официально. Ставки на утильсбор уменьшат в Казахстане
Утильсбор в Казахстане доверен государственной компании
Казахстанцы уже не первый год выступают против утилизационного сбора. Однако, до недавнего времени, в руководстве страны не трогали эту тему. И только после поручения главы государства в начале этого года, было принято решение взять механизм утилизационного сбора в государственные руки.
«В рамках исполнения поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева 18 января 2022 года правительство приняло постановление «О некоторых вопросах подведомственных организаций Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан». Согласно документу, оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) определена государственная организация в лице акционерного общества «Жасыл Даму», - говорится в сообщении.
В правительстве сообщили, что деятельность ТОО «Оператор РОП» в части администрирования утилизационного сбора и распоряжения соответствующими средствами прекращена.
«Активы, созданные за счет средств утилизационного сбора, переданы в собственность государства. Исполнение функций администрирования расширенных обязательств производителей передано государственной организации - АО «Жасыл Даму», - пояснили в пресс-службе правительства.
C начала работы «Оператора РОП» общая сумма собранного утилизационного сбора составила более 614 млрд тенге. Наибольший приток платежей приходится на импортеров транспортных средств – 288 млрд тенге (46,9%). На втором месте по уплате сбора – производители транспортных средств с 248 млрд тенге (40,5%). Далее идут производители сельскохозяйственной техники – 35 млрд тенге (5,8%), производители и импортеры автокомпонентов – 33,9 млрд тенге (5,5%), производители и импортеры отходов упаковки – 604 млн тенге (0,1%), производители и импортеры кабельно-проводниковой продукции – 110 млн тенге (0,02%). Цифры взяты из данных Союза независимого автобизнеса Казахстана.
Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Мажилиса 11 января, указал, что утильсбор собирает частная компания.
«Поручаю правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором ТОО «Оператор РОП». Этим должна заниматься государственная организация, как в зарубежных странах. Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки. Функции государства по утилизации, поддержке автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения никто не отменял», - заявил Глава государства.
Кому доверили утильсбор в Казахстане?
По данным из открытых источников, известно, что акционерное общество «Жасыл Даму» принадлежит Комитету госимущества и приватизации Министерства финансов. На сайте компании указано, что АО создали путем преобразования Казахского научно-исследовательского института экологии и климата.
Зарегистрирована компания 29 марта 2013 года в столице, на улице Кунаева, 12/1. Числится как малое предприятие, где работают от 31 до 40 человек.
Видов деятельности у организации несколько: обработка и удаление опасных отходов, исследования и разработки в области естественных и технических наук, а также другие виды деятельности в области информационных технологий и информационных систем, не включенные в другие группировки.
На сайте компании обозначено, что основная миссия «Жасыл Даму» – это создание условий по сохранению, восстановлению и улучшению качества окружающей среды. А в рамках этой миссии у госфирмы уже две цели – это утилизация всех видов отходов и сокращение выбросов парниковых газов.
Финансовое положение компании неоднозначное. Налоговые отчисления до 2011 года были весьма высокими, затем как раз к моменту становления организации как компании «Жасыл Даму» они резко упали. Но в последние годы поступления в бюджет растут. Несмотря на, казалось бы, хорошее положение дел, компания, по данным сервиса pk.uchet, задолжала в бюджет 635 939 тенге по налогам и таможенным платежам.
Руководит компанией Азамат Алимбаев, который ранее был руководителем Департамента экологии по Костанайской области, а также работал заместителем председателя Комитета экологического регулирования и контроля.
В состав совета директоров «Жасыл Даму» входят вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов – он же председатель совета директоров, Амангельды Тойбаев – руководитель управления Комитета госимущества и приватизации, гендиректор компании Азамат Алимбаев, исполнительный директор Ассоциации по управлению отходами «KazWaste» Вера Мустафина, а также ведущий эксперт программы Европейского союза – Центральной Азии по изменению климата, охраны окружающей среды и водным ресурсам Булат Есекин.
Цифры
Платить утильсбор обязаны почти все. Он касается автопроизводителей, лфициальных импортеров, а также частных лиц, что ввозят автомобиль в Казахстане. И оплатить его необходимо до первичной постановки авто на учет.
Утильсбор рассчитывается исходя из объема двигателя. Формула расчета проста: 50 МРП (месячный расчетный показатель) умножается на коэффициент объема двигателя. Для машин с объемом двигателя до одного литра он равен трем, до двух литров – семи. Если более трех литров, тогда надо умножать на 10, а для моторов больших объемов – на 23.
В 2022 году МРП равен 3 063 тенге, соответственно, базовая ставка в текущем году составит 153 150 тенге.
Для легковых автомобилей
Минимальный утильсбор предусмотрен для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 459 450 тенге.
Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:
— до 1 000 кубических сантиметров — коэффициент 3 – 459 450 тенге;
— от 1 001 до 2 000 кубических сантиметров — коэффициент 7 – 1 072 050 тенге;
— от 2 001 до 3 000 кубических сантиметров — коэффициент 10 — 1 531 500 тенге;
— свыше 3 001 кубических сантиметров — коэффициент 23 — 3 522 450 тенге.
Для грузовиков
Для грузовых авто утильсбор рассчитывается исходя из полной массы:
— до 2.5 тонны — коэффициент 7 — 1 072 050 тенге;
— от 2.5 тонны до 3.5 тонны — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
— от 3.5 тонны до 5 тонн — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
— от 5 тонн до 8 тонн — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
— от 8 тонн до 12 тонн — коэффициент 19 — 2 909 850 тенге;
— от 12 тонн до 20 тонн — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
— от 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей — коэффициент 41 — 6 279 150 тенге.
Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге.
Для автобусов
Для автобусов с электродвигателями, кроме гибридных, действует коэффициент 8, утильсбор — 1 225 200 тенге.
Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:
— до 2 500 кубических сантиметров — коэффициент 8 — 1 225 200 тенге;
— от 2 500 до 5 000 кубических сантиметров — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
— от 5 000 до 10 000 кубических сантиметров — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
— свыше 10 001 кубических сантиметров — коэффициент 27 — 4 135 050 тенге.
Для тракторов
В этой категории утильсбор рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
— до 60 лошадиных сил — коэффициент 4 — 612 600 тенге;
— от 61 до 130 лошадиных сил — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге;
— от 131 до 220 лошадиных сил — коэффициент 34 — 5 207 100 тенге;
— от 221 до 380 лошадиных сил — коэффициент 58 — 8 882 700 тенге;
— свыше 380 лошадиных сил — коэффициент 80 — 12 252 000 тенге.
Для комбайнов
Как и в предыдущей категории, утильсбор для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
— до 160 лошадиных сил — коэффициент 18 — 2 756 700 тенге;
— от 161 до 220 лошадиных сил — коэффициент 46 — 7 044 900 тенге;
— от 221 до 255 лошадиных сил — коэффициент 64 — 9 801 600 тенге;
— от 256 до 400 лошадиных сил — коэффициент 76 — 11 639 400 тенге;
— свыше 400 лошадиных сил — коэффициент 90 — 13 783 500 тенге.
Читайте также: