Рубль снова идет под уклон, стремясь к отметке в 100 рублей за доллар. Падение темпа медленнее, чем в начале августа, однако девальвационный тренд так и не удалось переломить, в результате чего растут инфляционные ожидания, передает Bizmedia.kz.
Попытки вмешательства, в том числе обещания увеличить продажи выручки от экспорта и поднять ставки, не привели к желаемому результату. Рубль продолжает слабеть, несмотря на благоприятные условия на рынках сырья, в частности нефти.
В условиях свободного движения капитала и открытых валютных границ, могла бы сработать стратегия Carry Trade. Этот метод, основанный на дифференциации процентных ставок в разных валютных зонах, всегда пользовался спросом у международных инвестиционных банков и хедж-фондов.
Обычно, рост ключевой ставки компенсирует политические и экономические риски, делая прибыльными заимствования в зонах с низкими ставками и размещение финансовых ресурсов в рублях. Но в этот раз ситуация иная.
Страны, недружественные к России, контролируют около 95% глобального объема портфельных инвестиций. Поэтому, без недружественных стран, нет инвесторов. Вероятность привлечения портфельных инвестиций из Китая сомнительна, а от других нейтральных стран – это скорее мечты.
Рост ключевой ставки слабо влияет на финансовый баланс платежей, включая прямые, портфельные и другие инвестиции. Это связано с тем, что приток иностранного капитала близок к нулю (скорее всего, мы видим постоянный отток), а отток капитала от российских резидентов в большей степени связан с политическими и идеологическими соображениями, а не экономическими.
Те, кто выводит большие суммы из России, в основном руководствуются не стремлением к экономической выгоде, а защитой своих активов и/или жизни, и/или свободы. Такие действия будут продолжаться независимо от текущего курса валют.
Возможность привлечения иностранных инвесторов ограничена как политическими рисками вторичных санкций (нецелесообразно рисковать заради дополнительного дохода в размере 3-4-5% на тонком и неликвидном рынке, ставя под угрозу значительные санкционные потери), так и неуверенностью в свободном движении капитала.
Инвестирование в Россию возможно, но что насчет безопасности вывода средств и закрепления прибыли? Модель Carry Trade функционирует лишь при условии полной финансовой либерализации (свободного движения капитала) и отсутствии политических рисков.
Увеличение ставки слабо влияет на финансовый счет, но может влиять на торговый баланс.
Высокая ставка делает инвестиционную активность нерентабельной, что тормозит экономическую активность, нанимание персонала и повышение зарплаты, что влияет на замедление роста денежной массы.
Ставка делает невыгодными потребительские кредиты, которые, как правило, направляются на импорт (иностранные автомобили, бытовая техника, компьютерное и мультимедийное оборудование и т. д.).
Так, за период в полгода, высокая ставка может замедлить темпы доходов экономических агентов, снижает скорость прироста денежной массы, ограничивая импортную покупательную способность.
Более быстрое влияние на курс может быть достигнуто только через валютный контроль, но это влечет за собой средне- и долгосрочные риски. Главный риск заключается в том, что это сдерживает потенциальное притяжение иностранного капитала, вызвав опасения замораживания средств и стимулируя резервирование валюты экономических агентов на внешних счетах.
Вероятно, валютный контроль придется ввести в любом случае, так как увеличение ставки недостаточно.