Чистая прибыль банка ЦентрКредит за полгода сократилось больше чем в полтора раза. Это интригует. У банка нет очевидных проблем. Если не считать такими смену председателя правления банка и ещё двух топ-менеджеров. Акционеры, впрочем, быстро заменили ушедших менеджеров на других, причём, работавших прежде в банке, не новичков. В банке, похоже, непростой период. Динамика курса, базовой ставки, долговая дисциплина… Это – сказывается на всех. Почему же именно в БЦК резко упала прибыль? Анализирует Bizmedia.kz.
БЦК — не в тренде роста прибыли
Чистая прибыль АО «Банк ЦентрКредит» за I полугодие 2023 года, по сравнению с I полугодием 2022 года, сократилась в 1,6 раза и составила 62,7 млрд тенге, указывается в консолидированной финансовой отчетности банка на сайте Казахстанской фондовой биржи (KASE).
Операционная прибыль банка до налогообложения сократилась в 1,5 раза, до 68,7 млрд тенге, чистый процентный доход увеличился в 2,7 раза и составил 85,5 млрд тенге, чистый непроцентный доход – в 2,6 раза, до 38,7 млрд тенге.
С начала 2023 года прибыль банков Казахстана составила 877,7 млрд тенге. Среди любопытных моментов: Заман-Банк вышел из минуса и убыточных банков второго уровня в Казахстане не осталось, отмечает в июльском обзоре Первое кредитное бюро (ПКБ).
Получается, по прибыли, БЦК не то, чтобы выпадает из общего тренда, ведь убытков у него нет, но прибыль – не выросла.
Отмечу, что прибыль от приобретения дочерней компании за I полугодие 2022 года превышала 84 млрд тенге. Как передавал Bizmedia.kz, 5 мая 2022 года группа БЦК стала контролирующим акционером АО ДБ «Альфа-Банк», приобретя 100% простых акций и вложив в покупку «дочки» 50 млрд тенге, при том, что стоимость ее чистых активов была оценена в 134,2 млрд тенге.
Через год, в мае 2023 года группа банка ЦентрКредит купила контрольный пакет простых голосующих акций АО «Страховая компания «Sinoasia B&R» и увеличила свою долю в капитале страховой компании до 90,1%. Суммарная рыночная стоимость акций страховой компании составляла, по данным KASE, 6,071 млрд тенге или $13,11 млн.
Интеграция в холдинг — сложный процесс. Это — некая борьба за увеличение эффективности, поиск дополнительных резервов. Конечно, у акционеров, думаю, были надежды на усиление синергии банковского и страхового бизнеса, сокращение дублирующихся функций, но, видимо, пока не случилось, «не в коня корм». Возможно, партнерства пока нет. Умение работать с партнерами дается нелегко, но если менеджмент умеет это делать, то синергия выражается во всем. Должны быть понятные результаты, которые отражаются, в том числе, в финансовой эффективности компании.
Если банк досоздал резервы по вложениям в уставные капиталы иных юрлиц, например, «Sinoasia B&R, то это фактически означает, что справедливая стоимость какого-либо из его бизнесов упала, полагают эксперты.
Уставный капитал банка и денежные средства сократились
Активы банка ЦентрКредит с начала 2023 года выросли на 4% до 4,5 трлн тенге. Денежные средства банка, согласно его полугодовой отчетности, сократились на 3%, до 1,01 трлн тенге, ссуды клиентам выросли – на 17%, до 2,36 трлн тенге.
Денежные средства на счетах, как и краткосрочные ценные бумаги, — наиболее легколиквидные активы и их снижение, соответственно, снижает ликвидность компании.
Активы росли по банковской системе, в целом. «На 1 июня 2023 года они (активы – bizmedia.kz) составляют 45,4 трлн тенге. Это — на 530,6 млрд тенге больше, чем месяцем ранее. У трех банков: Фридом Финанс, Народный и Forte, активы выросли более, чем на 100 млрд тенге. У одного (Евразийский) – снизились на 112 млрд тенге. Обращает на себя внимание и RBK – его активы снижаются пятый месяц подряд», — отмечает ПКБ. Так что, здесь БЦК – в тренде.
Обязательства банка с начала года выросли на 3%, до 4,2 трлн тенге, собственный капитал банка увеличился на 24%, до 340 млрд тенге. Уставный капитал (не включает эмиссионный доход, прибыль прошлых лет и др.) сократился на 0,8% или на 506 млн тенге, до 63,17 млрд тенге.
Отметим, что именно в эту сумму – 506 млн тенге, обошелся банку выкуп собственных акций.
«Объем кредитов NPL90+ вырос за месяц на 37,8 млрд тенге, составив 927 млрд. Это — 3,63% от общего объема кредитного портфеля. Основной вклад в это внес БЦК: тут объем NPL90+ вырос с 48,3 млрд до 72 млрд тенге, а доля – с 2,06% до 2,94%», — отмечало в том же обзоре ПКБ.
Конечно, собственный капитал банка выше уставного. Он – вне пограничной зоны по уровню достаточности, тем более, что БЦК — крупный банк. Поэтому, никакой речи о банкротстве и отзыве лицензии быть не может.
Однако уставный капитал включается в основной капитал. Не исключено, что у банка исходно были проблемные кредиты на балансе. Провизии, сформированные по ссудному портфелю банка, составили на 1 июня почти 131 млрд тенге.
Увеличение доли собственных средств способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. В текущей экономической ситуации есть основания прогнозировать дальнейшее ухудшение качества активов, считают эксперты.
Напомним, что ранее БЦК участвовал в программе повышения финансовой устойчивости, по которой получил от государства 60 млрд тенге.
«Лишний зампред»
В конце октября 2022 года Галим Хусаинов попрощался с банком ЦентрКредит — ушел с поста председателя правления. Его преемником стал Руслан Владимиров, с мая 2022 года возглавлявший ECO Center Bank, а до этого работавший заместителем председателя правления БЦК.
Банком Бахытбека Байсеитова (40,11% акций на 1 июля) и Владислава Ли (9,23% акций) Хусаинов управлял пять лет. И повидал за это время немало серьезных изменений в бизнесе: выход корейского Kookmin Bank из состава акционеров, продажу доли Цеснабанка, участие БЦК в программе повышения финансовой устойчивости, по которой банк получил от государства 60 млрд тенге и покупку банком ЦентрКредит «дочки» Альфа-Банка.
Хусаинов ушел красиво, на точке успеха. По его словам, он оставил банк на третьем месте по активам, ожидаемой прибыли в 2022 году — около 140 млрд тенге, а в 2023 году -150 млрд.
Ожидания экс-главы БЦК по прошлому году сбылись – 145 млрд тенге прибыли, а в 2023 году банк вряд ли получит 150 млрд тенге прибыли. Чистой, по крайней мере.
Что-то, в уходе Хусаинова из БЦК объясняет интервью нынешнего президента банка Руслана Владимирова одному из казахстанских изданий, где он говорит, что совет директоров презентовал свое видение, как будет выглядеть организационная структура банка действующим членам правления и тогда кто-то согласился дальше работать, а кто-то решил уйти из БЦК.
«Банк оперативно отреагировал и на место председателя назначили меня, а функции заместителя председателя правления были распределены между действующими сотрудниками», — уточняет Владимиров.
То есть, какое-то время, вакансия на позицию зампреда правления была открытой или ее закрыли совсем? – Если закрыли, то выходит, что один зампред был лишним.
Вообще, по мнению Владимирова, банк, это — стабильный финансовый институт, в котором есть сложившиеся бизнес-процессы. Система не зависит от каких-то ротаций в персонале, даже если это топ-менеджмент.
Но вот стратегия, которая по словам Хусаинова была одной из причин его ухода, должна была быть новой. Однако, по словам Владимирова, практически не изменилась: «Существенных изменений там нет. Банк остается таким же универсальным».
Тогда из-за чего оборвал почти головокружительный успех Хусаинов и сменился глава банка? – Интрига, думаю, через какое-то время будет распутана.
Людмила Валентинова