Максимальную скорость электросамокатов ограничат национальным стандартом Казахстана. Для средств индивидуальной мобильности установят и ряд других технических требований. Об этом сообщает Bizmedia.kz — новости бизнеса со ссылкой на Kolesa.kz.
- Согласно проекту стандарта, электрическим самокатом будет считаться электрическое транспортное средство индивидуальной мобильности, имеющее два или три колеса, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(ей), не имеющее сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч. При движении задним ходом или в пешеходном режиме — не более 6 км/ч.
Причём скорость будет ограничиваться на уровне программного обеспечения. Модификация каких-либо узлов с целью увеличения максимальной скорости либо снятия установленного ограничения максимальной скорости не допускается, пишут на сайте «Колеса».
Кроме того, электрические самокаты обязательно должны комплектоваться фонарями спереди и сзади, а также светоотражателями, установленными с четырёх сторон. Звуковые сигналы должны быть однозначными и легко воспринимаемыми.
Новый стандарт не будет распространяться на средства индивидуальной мобильности, ранее ввезённые в страну, а также:
- на электрические средства передвижения с системой самобалансирования или без неё (моноколёса, гироскутеры с рукояткой управления или без неё);
- устройства, классифицируемые в качестве игрушек для детей;
- устройства без системы самобалансирования, имеющие сиденье;
- устройства, предназначенные для участия в соревнованиях;
- электрические велосипеды;
- устройства для инвалидов/оказания медицинской помощи;
- устройства, имеющие максимальную скорость свыше 25 км/ч;
- устройства, имеющие батарею напряжением более 100 В постоянного тока и/или зарядное устройство на напряжение более 240 В переменного тока;
- устройства, на которых не находится управляющий ими водитель.
При этом в дальнейшем в ПДД РК классифицировать электросамокаты будут как велосипеды, разрешив им ездить по краю проезжей части и по тротуару и обязав снижать скорость до 6 км/ч при приближении к пешеходам.
Заработать новый стандарт может уже осенью текущего года. Сегодня прошло только его первое техническое обсуждение. А уже после вступления стандарта в силу к нему привяжут нормы ПДД РК и Адмкодекса, касающиеся электросамокатов.
Заметно, что в предлагаемых стандартах есть спорные моменты. К примеру, каким транспортом будет считаться самокат, развивающий максимальную скорость свыше 25 км/ч?
Для справки: по данным МВД РК, с начала 2022 года в Казахстане уже произошло 41 ДТП с участием электросамокатов. Одно из них — со смертельным исходом. А в 2021 году в стране было зарегистрировано 68 подобных аварий, один человек погиб, 71 пострадал. Лидирует по количеству ДТП с электросамокатами Алматы.
Правила и стандарты для электросамокатов разработают в Казахстане
- Еще в апреле 2022 года в ходе брифинга в СЦК председатель Комитета административной полиции МВД Атыгай Арыстанов отметил, что вопрос эксплуатации электросамокатов в Казахстане является серьезным.
«Самокаты и мопеды нарушают ПДД, ездят без шлема. Их мы покупаем детям. Надо понимать, что это риск. Мы должны понимать, что это не игрушки, а средство передвижения. Уже пример приводил, что только в прошлом году 68 происшествий было», — сказал он.
Заместитель начальника управления КАП МВД Арман Айтыбеков со своей стороны подчеркнул, что электросамокаты являются проблемой не только казахстанской, но и общемировой.
«В настоящее отсутствует какая-либо классификация типов электросамокатов, так как отнести их к определенному типу, как скутеры или мопеды, невозможно из-за ряда принципиальных технических отличий и особенностей эксплуатации», — указал Айтыбкеов.
Отсутствие классификации и техтребований к устройствам не позволяют законодательно установить необходимые методы регулирования, правила обращения на рынке, ввода в эксплуатацию и требования по безопасности, подчеркнул он.
«Минторговли прорабатывает вопрос разработки соответствующих национальных стандартов к данному типу. Мы должны понять это устройство или транспортное средство. К транспортному средству мы его отнести не можем по ряду причин. Прежде всего у него нет тормозной системы, нет поворотников, фар и так далее. Поэтому как получим стандарт, будем разрабатывать единые типовые правила к ним», — добавил Айтыбкеов.
Читайте также: