В Казахстане наблюдается дефицит авто. Эту проблему вызвали мировой кризис, санкции и льготное автокредитование. Корреспондент Bizmedia.kz — новости бизнеса узнал, как в РК попытаются решить проблему нехватки автомобилей.
Кстати, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в Казахстане на 37,3% увеличилось автопроизводство. В апреле 2022 года было произведено 8,5 тыс. единиц техники на 92,5 млрд тенге. Это на 37,3% больше, чем в аналогичный месяц прошлого года.
В том числе было выпущено 7,8 тыс. легковых авто (+46,6%), 432 единиц грузового транспорта (-37,2%), 205 автобусов (+120,4%), 50 единиц прицепов и полуприцепов и 16 единиц прочей спецтехники.
«Тренд, заданный в прошлые месяцы по увеличению производства автомобилей, продолжается», — пояснили в АКАБ.
В организации напомнили, что рост производства в текущем году должен составить 20% за счет программы льготного автокредитования. При этом, по заверениям организации, казахстанцы могут покупать не только авто в наличии, но и те, что находятся в производстве. Для этого необходимо получить счет в автосалоне, а затем обратиться в банк.
- Всего же по итогам четырех месяцев в пятерке самых популярных брендов (включая экспорт): Hyundai (11 103 единицы), Chevrolet (7 885 единиц), Kia (3 546 единиц), Lada (3 278 единиц) и JAC (2 158 единиц). В разрезе моделей лидирует Chevrolet Cobalt (5 186 единиц), Hyundai Sonata (2 940 единиц), Hyundai Elantra (2 050 единиц), Hyundai Tucson (2 020 единиц) и Lada Granta (1 678 единиц).
По итогам четырех месяцев на костанайском «СарыаркаАвтоПром» произведено 17 508 единиц техники (+6,4%) на 146,5 млрд тенге. Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 11 103 (+46,9%) легковых автомобиля на 141,2 млрд тенге. Семипалатинский СемАЗ отгрузил 813 единиц коммерческой техники (-31,8%) на 8,2 млрд тенге. В Кокшетау «КАМАЗ-Инжиниринг» выпустил 417 грузовиков (+9,4%). Завод Hyundai Trans Auto произвел 241 единицу автобусов и 140 единиц грузовиков (+14%). На счету QazTehna и Daewoo Bus Kazakhstan — 77 и 86 автобусов, соответственно.
Дефицит авто в Казахстане: когда закончится
Ещё в феврале 2022 года на этот вопрос дал ответ первый заместитель премьер-министра Роман Скляр. Он высказался о том, когда в Казахстане может закончиться дефицит автомобилей.
- «Почему, по вашему мнению, в автосалонах нет машин? Создается впечатление, что этот дефицит создан искусственно», — спросили вице-премьера во время интервью на телеканале «Хабар 24».
«Да, к сожалению, так и есть. Но в автосалонах дефицит как авто отечественной сборки, так и других. Общеизвестно, что это связано с дефицитом электронных чипов, которые используются при сборке любого автомобиля. Налаживается постепенно ситуация, войдет в свое русло. В следующем году мы ожидаем, что все-таки автомобилей будет достаточно, как отечественных, так и импортных», — ответил Роман Скляр.
Дефицит авто, возможно, спадёт осенью 2022-го
2021 год выдался отнюдь не самым удачным для автоиндустрии. Перебои с поставками остродефицитных полупроводников и оборудования, работа которого невозможна без этих компонентов, привели к урезанию производственных графиков. Концерн Ford Motor недовыпустил машин на 26 %, General Motors сбавил обороты на 21 %, Volkswagen Group — на 13 %, Stellantis — на 13 %, Renault — Nissan — Mitsubishi — на 10 % и т. д. В плюсах оказалась лишь Toyota Motor, укрепившая своё положение глобального лидера отрасли.
- В то же время старания компаний, специализирующихся на производстве микроэлементной базы, не пропали даром — объёмы поставок чипов для автопрома неуклонно растут. Поэтому уже в III квартале 2022 года проблема должна разрешиться, если верить оценкам экспертов консалтингового агентства LMC Automotive. По мере насыщения спроса постепенно восстановятся и прежние объёмы выпуска машин.
Прогнозируется, что продажи автомобилей в Европе увеличатся на 7 %, до 17.8 млн единиц, в Северной Америке — на 6 %, до 18.7 млн, в Китае — на 5 %, до 26.6 млн, в Южной Америке — на 9 %, до 3.6 млн, в Азии — на 7 %, до 15.3 млн, сообщает «Дром» со ссылкой на данные издания Autonews Europe.
Казахстан веяния мирового рынка не обошли стороной — приобрести новые автомобили в салонах без спекуляции с допами всё так же проблематично. И даже в таких неблагоприятных условиях спрос на новые машины у нас только растёт. В 2021 году в стране было реализовано 117 590 новых авто, включая коммерческую технику. Это на 25.9 % больше, чем в коронавирусном 2020-м, и на 56.4 % больше, чем в докризисном 2019-м.
Читайте также: