Правительство Казахстана утвердило концепцию развития искусственного интеллекта с 2024 по 2029 годы. Стало понятно, как в стране намерены развивать ИИ. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz и попробовал описать важные детали простыми словами.
Согласно Индексу готовности правительств к искусственному интеллекту на 2023 год от Oxford Insights, Казахстан занимает 72-е место из 193 стран.
Также в концепции говорится, что у страны есть сильные стороны, такие как доступ к данным, цифровые возможности и гибкость законов для цифрового бизнеса. Однако есть и слабые стороны: отсутствие долгосрочного видения, низкий уровень технологий, недостаточная инфраструктура, слабые инновации и недостаток квалифицированных кадров.
Кроме того, к слабым сторонам можно отнести отсутствие крупных частных технологических компаний (единорогов), малые объемы венчурного капитала и недостаточные инвестиции в исследования и разработки.
Развитие ИИ будет происходить в шести направлениях: качественные данные, современное оборудование, подготовка специалистов, научные исследования и разработки, законодательство и программы для стартапов.
Данные
Основой развития искусственного интеллекта являются качественные данные и инструменты их управления. Казахстан продвинулся в сборе данных, особенно в государственном управлении, где на портале зарегистрировано 183 информационные системы. Большие данные поступают от банков, финансов, облачных сервисов и телекоммуникационных компаний.
Среди крупных хранилищ данных выделяется «озеро данных» на платформе Smart data ukimet, где данные 93 информационных систем объединяются для аналитики и принятия решений.
В государственном управлении есть пробелы в цифровизации отраслевых данных. Лидеры по цифровизации – это образование (81%), финансы (59%), социальное обеспечение (59%). А вот в спорте и туризме – всего 25%, в бизнесе – 13%, в энергетике – 33%, а в науке всего 2%.
Таким образом, остаются проблемы с качеством данных, их недостаточной цифровизацией и дублированием. Для полноценного развития искусственного интеллекта нужны качественные и доступные данные. Дальнейшая работа будет сосредоточена на сборе и обеспечении доступа к данным, их анализе между госорганами и повышении качества (заполнение пустых значений и обновление информации). Эти проблемы нормальны для создания эффективной системы данных и будут постепенно решаться.
Инфраструктура
Одним из ключевых факторов развития технологий искусственного интеллекта и их внедрения в экономику является уровень цифровой инфраструктуры. Это включает в себя качество и доступность интернета, современное оборудование с высокой вычислительной мощностью, центры обработки данных и другие аспекты. Правительство работает над сотрудничеством с крупными компаниями, такими как NVIDIA, Microsoft и Amazon, чтобы разместить центры обработки данных в Казахстане.
На начало 2024 года из 6406 населенных пунктов Казахстана 116 городов и 4866 сел имеют широкополосный доступ к интернету. 1950 сел подключены по технологии ADSL, а 2606 сел — по волоконно-оптическим линиям.
Проблема с обеспечением качественным интернетом остается для 1294 сельских населенных пунктов. Согласно стратегии Министерства цифрового развития, к 2027 году 75% городов и 60% областных центров должны получить технологию 5G.
В рамках Национального проекта «Доступный Интернет» строится национальная гипермагистраль «Запад-Восток» и создается центр обработки данных для международного трафика. В Казахстане уже работают 51 центр обработки данных, включая 15, принадлежащих АО «НИТ», оператору «электронного правительства».
В Экибастузе строится новый центр обработки данных, который планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году. АО «НИТ» также работает над приобретением центра обработки данных у «Транстелеком» и запуском нового центра в Астане.
Для исследований в области искусственного интеллекта созданы мощные вычислительные системы в нескольких университетах, таких как Евразийский национальный университет, где установлен суперкомпьютер PARAM BILIM.
В Казахстане есть сеть из 14 региональных ИТ-хабов, которые помогают развивать информационные технологии в разных городах. В 2024 году откроются еще 5 хабов. Однако, несмотря на это, многие стартапы и малый бизнес сталкиваются с проблемами из-за ограниченного доступа к необходимым вычислительным ресурсам для разработки искусственного интеллекта. Обычно им не хватает средств на покупку высокопроизводительного оборудования и им приходится арендовать его за границей или использовать иностранные сервисы.
Человеческий капитал
Спрос на ИТ-специалистов в Казахстане высок, что связано с ускорением цифровизации и изменением отношения к формальному образованию. Страна сталкивается с нехваткой специалистов в области инженерии и технологий, низкими цифровыми навыками населения и низкой активностью ИТ-специалистов.
Однако Казахстан демонстрирует высокий потенциал, как подтверждают успехи школьников на международных олимпиадах и соревнованиях по робототехнике. Для повышения ИТ-навыков реализуются инициативы, включая программу Tech Orda, которая финансирует обучение в частных ИТ-школах.
Также активно проводятся хакатоны, обучающие программы по искусственному интеллекту и обновление учебных планов по современным направлениям.
Тем не менее, остаются проблемы, такие как дефицит кадров и недостаток практической подготовки в области ИИ, требующие дальнейшего развития образовательных программ и подготовки специалистов.
Научные исследования в области ИИ
В Казахстане 24 высших учебных заведения и научные центры занимаются исследованиями в области искусственного интеллекта, с 2018 по 2022 годы опубликовано 191 статья по этой тематике.
Концепция развития высшего образования включает меры по стимулированию взаимодействия науки и бизнеса. С 2023 года исследования в области ИИ стали приоритетом, а с 2022 года действует Совет по технологической политике. Несмотря на рост финансирования, оно все еще низкое по сравнению с другими странами.
Одной из ключевых задач является создание KazLLM для развития казахского языка с помощью ИИ, что открывает новые возможности для экономики и инноваций. В целом, для развития научных исследований в сфере ИИ необходима финансовая поддержка и более тесное сотрудничество между наукой, производством и бизнесом.
Регулирование правоотношений в сфере ИИ
В Казахстане уже создана основа для законодательства в области информатизации и искусственного интеллекта:
- В Законе «Об информатизации» определены правила использования открытых и персональных данных, а также регулирование объектов, связанных с критически важной инфраструктурой.
- Закон «О связи» направлен на создание инфраструктуры для доступа к услугам связи.
- Постановление о единых требованиях в области информационных технологий устанавливает нормы информационной безопасности.
- Приказ министра цифрового развития утверждает требования по управлению данными с учетом специфики отраслей.
Также в действующей Концепции цифровой трансформации на 2023-2029 годы изложены меры по внедрению «Электронного правительства» и созданию национальной системы искусственного интеллекта, что поможет принимать решения на основе актуальных данных.
Однако Концепция не акцентирует внимание на развитии искусственного интеллекта как такового, а больше на развитии сектора в целом.
Недавно был создан Комитет по искусственному интеллекту, который будет заниматься формированием государственной политики в этой области.
Вместе с тем, остаются некоторые проблемы:
- Нет четких определений понятий, что затрудняет внедрение проектов с искусственным интеллектом.
- Отсутствуют этические нормы использования искусственного интеллекта.
- Не определены правила регулирования и взаимоотношений в этой сфере.
- Не разработаны технические регламенты и стандарты для продуктов искусственного интеллекта.
Представители бизнеса подчеркивают, что нужно законодательно регулировать вопросы использования сервисных ИТ-продуктов с искусственным интеллектом. Они говорят о трудностях с доказательством отечественного происхождения таких продуктов, доступом к данным для обучения моделей, авторскими правами и распределением ответственности за решения, основанные на ИИ.
В Казахстане также начинается внедрение новых методов акселерации на уровне государственного управления. Это поможет разрабатывать новые продукты с использованием искусственного интеллекта в экономике и привлечет отраслевых экспертов, чтобы находить решения для сложных задач через акселерационные мероприятия.
Акселерационные программы
Для того чтобы применять искусственный интеллект на уровне государства, нужно организовать комплексную работу по структурированию запроса на инициативы в этой области среди государственных органов и искать лучшие практики как в Казахстане, так и за рубежом.
Для этого будет создана модель взаимодействия, которая поможет собирать идеи для внедрения искусственного интеллекта и реализовывать решения. Будет регулярно обновляться информация о инициативах и потребностях государственных органов в проектах с использованием искусственного интеллекта, а также анализироваться лучшие международные и местные практики в госуправлении и бизнесе.
Важно развивать навыки в государственных органах и формировать партнерства для быстрого внедрения инициатив. Главным инструментом поиска проектов станет акселерационная программа «Астана Хаб», в которой будут участвовать эксперты.
Результатом первых проектов станет накопленный опыт в области акселерации. Все эти шаги создадут позитивные условия для развития искусственного интеллекта, увеличат предпринимательскую активность на рынке ИТ-услуг, создадут рабочие места и повысят качество жизни. В результате в Казахстане появятся конкурентоспособные продукты и технологии в сфере искусственного интеллекта, что позволит увеличить экспорт в области информационно-коммуникационных технологий.
Реализация этой концепции станет стимулом для технологического и экономического роста страны и новой национальной идеей – Generative Nation (генеративная нация). Эта идея основана на использовании силы искусственного интеллекта для развития человеческого капитала, поддержки исследований и стартапов, а также привлечения крупных компаний для совместной работы, чтобы Казахстан стал мировым лидером в этой области.
Остальные подробности можно найти по ссылке. Постановление начало действовать с 24 июля 2024 года.