Министр транспорта Мират Карабаев сегодня на заседании правительства рассказал о развитии дорог в Казахстане. Он также отметил, что тарифы на платные дороги в Казахстане значительно ниже, чем в других странах. В связи с этим рассматривается возможность повышения текущего тарифа на 20% для полного покрытия расходов на их содержание, передает Bizmedia.kz.
В соответствии с поручением главы государства на национальном курултае, в этом году в нашей стране запланирован ремонт и реконструкция 12 000 километров дорог. Кроме того, поставлена задача завершить несколько крупных проектов, которые долгое время затягивались. На сегодняшний день общая протяженность автодорог составляет 95 000 километров, из них 25 000 километров — республиканские, а оставшиеся 70 000 километров — местные дороги, — начал Карабаев.
Он отметил, что нормативное состояние республиканских дорог составляет 92%, а показатель местной сети — 87%. До конца года эти показатели достигнут 93% и 89% соответственно. В этом году работы по ремонту и строительству охватят 12 000 километров дорог, что является рекордным показателем. До конца года будут завершены работы на 7 000 километрах дорог. Согласно плану, реконструкция проводится на четырёх автодорогах общей протяженностью 1 955 километров.
На 1 866 километрах из них уже уложен новый асфальт и открыто движение. В реализации проектов задействованы 35 асфальтобетонных заводов, 1 656 единиц техники и 3 300 рабочих.
Если рассматривать каждый проект отдельно, то:
- Первый — это дорога Караганда-Алматы протяженностью 879 километров. На 400 километрах этой дороги укладка асфальта полностью завершена, работы продолжаются на других участках. В июле будет досрочно сдано 83 километра этого пути.
- Второй — автодорога Талдыкорган-Усть-Каменогорск протяженностью 768 километров. На сегодняшний день на 71 километре уложен нижний слой асфальта, на 391 километре — верхний слой. В июле в Жетысуской области введены в эксплуатацию два участка протяженностью 91 километр. Оставшийся объем работы будет выполнен на обходной дороге города Аягоз в Абайской области. Все работы по данному проекту будут завершены до конца года.
- Кроме того, на западе страны реализуются проекты протяженностью 363,8 километров — это дороги Атырау-Астрахань и Актобе-Кандыагаш. На сегодняшний день введено в эксплуатацию 60 километров, на 102 километрах работы по укладке асфальта полностью завершены, на 206 километрах уложен нижний слой асфальта.
Все эти объекты будут полностью введены в эксплуатацию до конца текущего года. В ходе реализации этих проектов возникло два вопроса. Один из них касается недостатка квот в размере 500 для привлечения иностранной рабочей силы на проекты, расположенные в Карагандинской, Абайской, Жамбылской, Актюбинской и Атырауской областях. Второй вопрос касается затяжных процедур по выкупу некоторых земельных участков в Абайской, Восточно-Казахстанской и Алматинской областях. Прошу Вас поручить соответствующим исполнительным органам рассмотреть данные вопросы, — отметил он.
Кроме того, в этом году они завершили несколько важных проектов.
- Во-первых, самый длинный автомобильный туннель в Казахстане на перевале Шакпак в Туркестанской области будет введен в эксплуатацию в августе. Панель позволит водителям беспрепятственно передвигаться в зимний период.
- Во-вторых, транзитно важная автомобильная развязка на станции Шамалган, протяженностью 6 километров для агломерации Алматы, будет введена в эксплуатацию в сентябре.
- В-третьих, 262-километровая автодорога Мерке-Бурылбайтал, соединяющая центральные и северные регионы страны с коридором Западная Европа — Западный Китай, будет введена в эксплуатацию.
- В-четвертых, планируется завершение строительства моста протяженностью 1 300 метров через Бухтырминское водохранилище в Восточном Казахстане.
Мост обеспечит безопасное дорожное движение для жителей, которые ранее пересекали водохранилище на пароме летом и по льду зимой. Он соединит четыре района Восточного Казахстана. Этот исторический проект обсуждался на протяжении 60 лет, и сейчас, благодаря соответствующему решению главы государства, он будет завершен и передан на благо народа страны до конца года, — отметил он.
Он отметил, что пятым проектом является капитальный ремонт автомобильных дорог Казталовка-Жәнібек-Өнеге-Бисен-Сайқын протяженностью 245 километров с целью развития туристической зоны Бокей Ордасы в Западном Казахстане, который будет завершен до конца года.
Ранее мы в основном направляли средства на международные коридоры и магистральные дороги, соединяющие областные центры. Между тем, межобластные республиканские дороги долгое время оставались без ремонта. Для решения этого вопроса, по Вашему поручению мы начали масштабный проект среднего ремонта 7 000 километров дорог республиканского значения. В этом году за счет средств Банка развития Казахстана начаты средние ремонтные работы на 2 005 километрах этих дорог. В следующем году работы продолжатся на оставшихся 4 500 километрах. При этом используется новый метод ремонта: укрепление дорожного покрытия методом ресайклинга и укладка двухслойного асфальта. Эта технология позволяет снизить стоимость проекта в 7 раз по сравнению с реконструкцией и ускорить ремонт в 2 раза, — уверил он.
Следует отметить, что в этот проект вошли крупные проекты, такие как Жезказган-Петропавловск, Шалкар-Кандыагаш, Караганда-Каркаралы, Семей-Кайнар и Семей-Барнаул, ожидавшие ремонта более 20 лет. В связи с завершением начатых крупных проектов, для дальнейшего улучшения транзитного потенциала страны ведется подготовка новых проектов.
В соответствии с программными документами, до 2029 года планируется реализация 12 проектов протяженностью 4 500 километров. В настоящее время разрабатываются проектные документы, определяются финансовые источники и механизмы их привлечения. Три из вышеупомянутых проектов планируется начать в этом году. Первый из них — проект Караганда-Жезказган общей протяженностью 572 километра. Этот проект не только соединит два областных центра, но и поспособствует привлечению грузовых перевозок с севера и востока на Транскаспийский международный транспортный маршрут. Финансовым источником проекта определен Международный банк реконструкции и развития, — уверил он.
Карабаев уверил, что мероприятия по определению подрядчиков начались. Проект протяженностью 262 км «Актобе-Улгайсын», часто подвергаемый критике дорожными пользователями, является частью направления «Западная Европа-Западный Китай». В связи с увеличением интенсивности движения на данном коридоре, проект предусматривает строительство четырёхполосной автомобильной дороги. Уже в этом году начались строительные работы на 28 км. На остальных участках готовится документация, а источником финансирования определён Европейский банк реконструкции и развития. Конкурсные процедуры начнутся до конца этого месяца, а контракты будут подписаны до конца года.
Объездная дорога вокруг города Сарыагаш протяжённостью 102 км обеспечит объезд транзитных транспортных средств через населённые пункты Абая, Кызылскер и Амангельды в Туркестанской области. Документы по проекту готовы, а источником финансирования определён Азиатский банк развития. Основные строительные работы начнутся в следующем году, — отметил Карабаев.
С учётом опыта реализации проектов последних лет, для повышения ответственности подрядчиков и проектировщиков в данных проектах внедряются контракты международных финансовых организаций и принципы FIDIC. В соответствии с условиями, подрядная компания будет проектировать, строить и обслуживать дорогу в течение 7 лет. Основное преимущество этого условия — снижение рисков проектирования и качества строительства.
Для привлечения местных компаний к этим крупным проектам министерство планирует разработать следующие предложения:
- Предоставление льгот консорциумам с участием казахстанских компаний.
- Приоритет для казахстанских компаний с сосредоточенной техникой.
- Обязательное наличие казахстанской лицензии для проведения строительных работ.
- Гарантии казахстанских банков при предоставлении банковских гарантий.
Эти предложения поддерживаются международными финансовыми институтами и утверждаются в качестве основных требований конкурсов. Это повысит потенциал местных компаний и позволит им конкурировать с международными строительными компаниями в будущем, — говорит он.
По его словам, реализация крупных проектов в дорожной сфере и появление новых дорог высокого класса требуют наличия соответствующего объёма дорожной строительной техники. Сегодня отрасль нуждается в 6800 единицах техники, из которых 5700 необходимы для нового строительства, а 1093 единицы — для нормативного содержания дорог. Для решения этой проблемы Министерство строительства и промышленности совместно ведёт работы по локализации производства дорожной строительной техники на территории Республики Казахстан.
Ещё одна сложная задача — поддержание дорог на должном уровне. Для содержания 25 000 км дорог республиканского значения требуется 80 миллиардов тенге. Поэтому работы по введению платных дорог будут продолжены, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на бюджет. На сегодняшний день общая протяжённость платных дорог составляет 3200 км. По итогам прошлого года с этих дорог было собрано 30 миллиардов тенге, которые были направлены на содержание дорог, текущий ремонт и покупку техники.
Карабаев отметил, что в текущем году планируется поэтапное введение платы на 11 участках протяжённостью более 2000 км для нормативного содержания дорог, прошедших реконструкцию. Тарифы на платные дороги в Казахстане значительно ниже по сравнению с другими странами. В связи с этим рассматривается вопрос увеличения действующего тарифа на 20% для полного покрытия расходов на содержание. При этом для местных водителей будут предусмотрены соответствующие льготы. Основная нагрузка будет возложена на транзитные иностранные автотранспортные средства, проходящие через страну.
В последние годы также уделяется большое внимание улучшению состояния местных дорог. В этом году на местную сеть выделено 330 миллиардов тенге. На эти средства ведутся ремонтные и восстановительные работы на 4000 км дорог. Методика распределения средств на средний ремонт местных дорог была разработана и передана акиматам через общие трансферты Министерства национальной экономики. Тем не менее, по итогам полугодия отмечается низкий уровень освоения средств в Актюбинской, Туркестанской и Улытауской областях, уверил он.
Учитывая значительные инвестиции в дороги, крайне важно поддерживать новое дорожное покрытие на должном уровне, говорит он. Наибольший урон качеству дорог наносят тяжеловесные грузовики. В Казахстане зарегистрировано более 450 тысяч грузовых автомобилей, из которых 60 тысяч не соблюдают предельно допустимую массу перевозимого груза в 25 тонн, что напрямую влияет на разрушение дорог.
В этой связи предусмотрено усиление ответственности владельцев карьеров за соблюдение весовых параметров. Также подготовлены законодательные поправки, запрещающие детям выход на общие дороги. Эти нормы планируется внести в Мажилис до сентября и утвердить до конца года, чтобы они вступили в силу с начала 2025 года. Также планируется установить 220 станций для взвешивания автомобилей в движении до конца следующего года, — уверил Карабаев.
По его словам, станции будут фиксировать нарушения онлайн и оформлять штрафы в формате программы «Сергек». Министерство совместно с Антикоррупционным агентством проводит ряд работ. Ранее агентство и министерство провели внешний анализ коррупционных рисков, по результатам которого было сделано 28 рекомендаций, все из которых были выполнены. В этом году подписан совместный приказ, начат новый анализ.
Также агентством взят под контроль процесс проведения конкурсов на дорожные работы. В целях устранения коррупционных рисков в дорожной отрасли планируется перевод приёмки выполненных работ на электронный формат. Разрабатывается платформа для финансирования Центра качества из одного источника, что позволит проводить независимую экспертизу всех дорожных работ. Ответственность за дефекты, возникшие в течение гарантийного срока, будет законодательно возложена на подрядчиков, проектные институты и технический надзор. Закреплено требование проведения экспертизы всех проектов среднего ремонта дорог, — говорит он.
В рамках проекта «Народный контроль» к приёмке участков привлекаются представители общественности, блогеры и НПО. Вносятся поправки в законодательство для улучшения дорожной отрасли, включающие:
- Введение средней скорости движения транспортных средств для обеспечения безопасности дорожного движения.
- Отказ в регистрации транспортных средств, имеющих задолженности за проезд по платным дорогам, а также запрещение выезда за пределы страны иностранных автомобилей с задолженностями посредством помещения их на штрафстоянку.
- Введение автоматизированной системы штрафов за перегрузку тяжеловесных транспортных средств.
- Автоматизация процесса наложения штрафов за несвоевременную оплату проезда по платным дорогам.
Для обеспечения своевременного начала проектов планируется упрощение процедуры оформления карьеров. Оперативное внесение этих законодательных изменений позволит улучшить состояние дорог, повысить качество и продлить срок их эксплуатации. В целом, министерство принимает все необходимые меры для своевременного и качественного выполнения дорожных проектов в соответствии с поручениями главы государства, — подытожил он.