Во вторник мы увидели две совершенно разные реакции представителей квазигоссектора на критику сверху. На недавнем расширенном заседании правительства президент фактически прямо обвинил квазигосы в имитации бурной деятельности.

«У меня были серьёзные беседы с руководителями национальных компаний и фонда «Самрук-Казына». Нужно критически, по-современному пересмотреть структуру компаний, которые, на мой взгляд, перегружены избыточными управленческими кадрами, так называемыми левобережными людьми. Их много, вы их видите. В обеденное время они сидят в гостиницах, обмениваются мнениями, чай пьют, кофе пьют и так далее. Они не загружены работой, порой изнывают от ничегонеделания. И, наверное, по этой причине зависают в сети и даже участвуют в сомнительных дискуссиях. И как они участвуют в голосованиях и как они отдают свой голос — это отдельный вопрос. Но мне всё понятно и известно. Прямо скажу: до добра это не доведёт», — корректно, но предельно ясно предупредил тогда глава государства.
Намёк его адресаты сразу же поняли и незамедлительно отреагировали — один словом, другой делом. Когда на вторничном брифинге в правительстве медийщики напомнили слова Касым-Жомарта Токаева председателю правления холдинга «Байтерек» Рустаму Карагойшину, тот уверенно парировал: поскольку результаты деятельности холдинга, недавно переименованного из управляющего в инвестиционный, «говорят сами за себя», постольку «я вам точно скажу, что наши люди в «Байтереке» постоянно в работе, и порой даже есть переработка у наших сотрудников, что тоже является дополнительной нагрузкой для них. Я не вижу, что наши сотрудники пьют кофе где-то или какие-то обсуждения ведут. Поэтому я не заметил такого».
А вот глава ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов спорить с Голосом свыше не стал — сразу приступил к урезанию «левобережного штата» на 10 процентов. «Проводится плановая работа по оптимизации численности административно-управленческого персонала, в том числе в компаниях, расположенных в городе Астана. Данная работа направлена на повышение эффективности организационной структуры, устранение дублирующих функций и совершенствование процессов управления», — сообщил он устами своей пресс-службы.
Почему-то нет сомнений в том, что г-да Карагойшин и Жакупов повели себя абсолютно правильно. Ведь холдинг «Байтерек» не зря недавно переименован из «управляющего» в «инвестиционный». На языке наших управленцев это означает: моё дело — найти деньги на реализацию проектов, придуманных в правительстве, а отвечать за их реализацию будет оно — не я. Поэтому мы, байтерековцы, не просто «чай, кофе, потанцуем» — мы добытчики денег для экономики, которых нет ни у щедрого кабмина, ни у прижимистых банков: вон, мы только в этом году собираемся привлечь из-за рубежа целых $3 миллиарда — когда ж нам «изнывать от ничегонеделания»?
А вот с ФНБ всё не так просто: Нурлану Жакупову со товарищи свою полезность Отечеству ещё доказывать и доказывать. Пока топ-менеджмент «СамКи» доказал это разве что своим семьям, порадовав близких астрономическими доходами. С таким счастьем не до «дискуссий» с первыми лицами государства — лучше резать штаты молча…