Пока казахстанцы готовятся к Новому году, мобильные операторы готовят далеко не праздничный «подарок». Декабрь 2025 года ознаменовался очередной волной уведомлений о повышении тарифов. Bizmedia.kz разбирался, почему в мировых рейтингах мы обгоняем Японию по скорости, но по доступности связи для кошелька стоим на уровне стран третьего мира.

Инфляция обещаний
Крупнейшие игроки рынка синхронно объявили о коррекции тарифных планов. Традиционно — в сторону повышения. Официальные уведомления на сайтах операторов гласят: изменения вступают в силу уже через пару дней, в лучшем случае — в начале января. Сразу на 15–20%.
Риторика не меняется второй год подряд: рост затрат на инфраструктуру, инфляция, необходимость развивать сети. (Правда, добавился новый фактор – изменение налогового законодательства). И все ради благой цели – обеспечить высокое качество мобильной связи и интернета.
С 2023 года профильное министерство и операторы настойчиво предлагают своеобразный общественный договор: абоненты прекращают жаловаться на рост цен и молча платят больше, а операторы заваливают страну инвестициями, ликвидируют «белые пятна» и дают скорость, как в Сеуле или Дубае.
На дворе конец 2025-го, и у потребителя может возникнуть закономерный вопрос: стоимость услуг растет ежегодно, но где обещанное качество?
Да, значок 5G теперь загорается чаще. Но покрытие новой сети остается «лоскутным». Стоит отойти на 500 метров в сторону — и телефон сваливается в перегруженный 4G или вовсе в бесполезный 3G (H+). Стабильного «коврового» покрытия даже в мегаполисах так и не появилось. По-прежнему существуют целые кварталы и ЖК, где связь ловит только у строго определенного окна.
Ловушка рейтингов
Чиновники Минцифры и сами операторы любят ссылаться на мировые рейтинги. И формально есть чем гордиться: согласно свежему индексу Speedtest Global Index за декабрь 2025 года, Казахстан занимает 46-е место в мире по скорости мобильного интернета. Со средней скоростью скачивания 93.07 Мбит/с мы обогнали даже технологичную Японию (62-е место), не говоря уж о России (92-е место). Астана и Алматы в рейтинге городов находятся в топ-65 и показывают космические 120 Мбит/с.
Но почему тогда соцсети завалены жалобами на нестабильную связь и падение скорости мобильного интернета в спальных районах, особенно в вечерние часы? Ответ кроется в методике. Speedtest замеряет пиковую скорость. То есть если стоять в Алматы под вышкой 5G — все летает. Но стоит отъехать на пару километров или зайти в «глубокую» комнату квартиры — карета превращается в тыкву. Рейтинг «скорости» не учитывает «дыры» в покрытии и стабильность сигнала, с которыми сталкиваются казахстанцы.
Главный аргумент операторов — «у нас одна из самых дешевых связей в мире» — в конце 2025 года разбивается о суровую статистику. Если смотреть на ситуацию комплексно, картина удручающая. В рейтинге цифрового качества жизни Surfshark DQL 2025, который оценивает не просто цифры на спидометре, а реальное положение дел, Казахстан занимает:
- 69-е место по качеству интернета (стабильность сигнала хромает).
- 105-е место по доступности (Affordability).
Это ключевой показатель. Он рассчитывает, сколько времени нужно работать среднестатистическому гражданину, чтобы оплатить самый дешевый мобильный пакет. И здесь мы — аутсайдеры. То есть для кошелька казахстанца связь становится тяжелой ношей. Чиновники сравнивают наши цены с американскими в долларах ($5 против $50), но забывают сравнить и наши зарплаты.
Забота депутатов
По данным Бюро национальной статистики, услуги связи за последние два года стали одним из драйверов непродовольственной инфляции, подорожав заметнее, чем многие товары первой необходимости. А за последние пять лет связь стала дороже на 44%. При этом финансовая отчетность телеком-гигантов на KASE показывает, что компании отнюдь не бедствуют. Чистая прибыль исчисляется десятками миллиардов тенге. То есть можно предположить, что расходы на модернизацию сетей (о которых говорят в пресс-релизах) фактически переложены на плечи абонентов через рост тарифов, в то время как кошельки акционеров не особо страдают.
На днях очередная группа депутатов в который раз потребовала от правительства умерить аппетиты сотовых операторов. В частности, Жандарбек Ашимжанов считает, что одновременное решение трех крупнейших компаний связи о повышении тарифов может свидетельствовать о ценовом сговоре. Подчеркивая важность своего запроса, он отметил, что подорожание связи ударит по миллионам казахстанцев. Поскольку сегодня телефон и мобильный интернет — это работа, обучение, доступ к госуслугам и безопасность.
Фиаско депутатов
Что думает по этому поводу правительство, мы узнаем ближе к концу января. Но уже сейчас можно предугадать ответ премьер-министра. Дорогой связью депутаты озаботились далеко не в первый раз. Так, в прошлом году Елнур Бейсенбаев уже возмущался слишком большой свободой операторов в ценообразовании. А также низким качеством при высоких ставках. Премьер-министр напомнил депутату, что государство отказалось от регулирования цен в этой сфере еще в 2017 году. Так что тарифы — личное дело бизнеса. А что касается качества, так меры принимаются. За первый квартал 2024 года общая сумма штрафов на всех составила… 208 млн тенге.
Но самое примечательное в ответе Олжаса Бектенова — это напоминание, что любые претензии депутатов насчет связи не принимаются.
«Справочно: ранее депутатский корпус Мажилиса Парламента инициировал ряд поправок по внедрению государственного регулирования тарифов на услуги связи. Впоследствии, в связи с проводимой политикой по отказу от регулирования цен и тарифов, а также внесением альтернативного предложения по внедрению льготных тарифов для лиц с инвалидностью, депутаты сняли поправки с рассмотрения», — говорится в ответе премьер-министра.
Другими словами, все потуги депутатского корпуса «заступиться за народ», можно воспринимать просто как хайп. А общественный договор с операторами «вы платите больше — мы даем качество» можно считать расторгнутым в одностороннем порядке. Мы получили европейские цены за сервис, который хорош только в презентациях для инвесторов. И, похоже, единственное что работает без перебоев — рассылка уведомлений о повышении абонплаты.