Первый вице-премьер Роман Скляр в очередной раз попытался доказать необходимость и полезность утильсбора. Но если раньше Роман Васильевич апеллировал к необходимости защитить и поддержать отечественного автопроизводителя (а точнее будет назвать его «автособирателем»), к «естественному желанию» казахстанцев «дышать чистым воздухом» (именно над этим, по его уверению, неустанно работает контора «Жасыл даму» при Минэкологии), то теперь он добавил в этот далеко не убедительный набор аргументов самый весомый (во всяком случае, с колокольни наших властей) – «международные обязательства».

«Когда Казахстан вступал в ВТО, таможенные пошлины снизили с 30 процентов до 15 процентов, и их частично заменили утильсбором. Он должен направляться на экологические мероприятия. Если отменить прямой платёж и сделать его зачётным автоматически, это будет выглядеть как нарушение обязательств перед ВТО», — заявил первый вице-премьер в четверг.
Что тут скажешь? Еще на стадии переговоров о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию скептики не без оснований предупреждали: со временем жесткие нормативы этой конторы, созданной большими мировыми игроками для защиты прежде всего своих экономик, сделают и без того импортозависимый казахстанский рынок критически зависимым.
И сегодня, несмотря на бравурные речи первых лиц страны о том, что казахстанский автопром «состоялся», это по-прежнему «колосс на импортных ногах». Собственно, г-н Скляр косвенно подтвердил это: по его словам, производитель завозит в страну машинокомплект — автомобиль в разобранном виде. Затем проходит сварка, покраска и финальная сборка. При ввозе комплектующих компания платит утильсбор — например, 1 миллион тенге. После того как машина собрана и продана, эти деньги возвращаются производителю. К слову, некоторое время назад Bizmedia рассказывал о рейде общественного деятеля Санжара Бокаева по нескольким торговым салонам казахстанских автодилеров, показавшем: под лейблом «сделано в Казахстане» они продают кое-как замаскированный импортный продукт.
Условный же миллион утильсбора, возвращаемый условно отечественному производителю, в розничной цене авто остается очень даже, безусловно, дополнительно облегчая наши карманы.
При этом сам Роман Скляр честно признает: логичнее было бы сделать зачет — чтобы компании не платили заранее и не теряли собственные оборотные средства на долгое время – в ожидании возврата. Именно этим аргументируют противники утильсбора необходимость его отмены для произведенных в Казахстане авто. Но тогда случится страшное: «это будет выглядеть как нарушение обязательств перед ВТО», — предупреждает Скляр. А на такое Казахстан пойти никак не может – куда проще создать дополнительный «головняк» своему производителю – пусть даже отверточному — и облегчить кошелек потребителю.
Что ж, спасибо за честность, по крайней мере! Вот еще объяснил бы вице-премьер Скляр или глава Минторга Шаккалиев, ради каких обязательств приняли решение затянуть несколько часовых поясов в один! Злые языки болтают, что в выигрыше от этого российское РАО ЕЭС, нарастившее экспорт своей энергии в нашу партнерскую страну, причем далеко не по партнерским ценам. Врут, конечно…