Некоммерческие организации давно перестали быть просто инструментом общественной пользы. Многие из них функционируют как каналы для освоения грантов и бюджетных средств, фиктивной деятельности и личного обогащения руководителей. Государственные и зарубежные гранты, пожертвования и спонсорские средства часто используются не по назначению – их оборачивают в фиктивные проекты, формальные отчеты и схемы обхода закона. При этом, большая часть всего этого реализуется во имя совсем чуждых для нашего государства интересов и целей.

«В официальном реестре лиц и организаций, получивших иностранное финансирование Комитета государственных доходов МФ РК за 1 полугодие 2025 года, содержит 186 имен и наименований. «По официальным данным Правительства в стране предоставляют гранты 165 различных доноров. Из них 53 – международные организации, 31 – иностранные госорганизации, 81 – зарубежные и казахстанские НПО. Финансовую и материально-техническую помощь казахстанским НПО также предоставляют и другие зарубежные структуры, и посольства, не входящие в указанные списки,» — сообщила депутат Мажилиса Ирина Смирнова.
Львиную долю финансирования от иностранных фондов местные НПО получают именно на проекты касающиеся СМИ, свободы слова, защиты прав целевых групп, развития демократии и гражданского общества – направлений, которые традиционно являются наиболее чувствительными с точки зрения формирования общественного мнения и влияния на внутренние социально-политические процессы.
Такой масштаб внешнего финансирования неизбежно повышают требования к прозрачности сектора. Чем больше в страну поступает зарубежных средств, тем выше риски их использования не по назначению и попыток продвигать через НПО чуждые интересы. Именно поэтому вопросы контроля, подотчетности и добросовестности организаций становятся принципиально важными.
Нарушения со стороны НПО фиксируются регулярно. От нецелевого расходования и сокрытия отчетности до выхода за рамки уставных целей и злоупотребления при получении иностранных средств. В то же время государство имеет четко прописанные инструменты реагирования, в том числе административные и уголовные. Однако на практике реальная ответственность применяется далеко не всегда, а многие руководители НПО продолжают использовать сектор как источник личной выгоды, прикрываясь формальной законностью.
Обращаясь к закону, важно отметить, что официально казахстанские НПО существуют для реализации социальных, культурных, образовательных и других общественно полезных целей, а не для извлечения прибыли. Закон «О некоммерческих организациях» четко формулирует правила. В первую очередь НПО признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками. Во-вторых, в зависимости от организационно-правовой формы разделяются и их обязанности, принцип которых сводится к сохранению прозрачности деятельности и предоставлению отчетности.
Особое внимание уделяется организациям с иностранным финансированием – любые поступления и расходы должны быть официально отражены в отчете. Статья 41 «Контроль за деятельностью некоммерческой организации» гласит: «Некоммерческая организация, осуществляющая деятельность за счет средств, предоставляемых безвозмездно иностранными государствами, международными и иностранными организациями, иностранцами и лицами без гражданства, представляет отчет об использовании данных средств органам государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан».
Вместе с тем, прикидываясь благодетелями и демонстрируя мнимую заботу о местных сообществах, зарубежные грантодатели на самом деле используют местные НПО как скрытый инструмент влияния. Через ряд организаций формируются чуждые повестки, продвигаются интересы внешних игроков и оказывается давление на внутренние социальные и политические процессы. Внешне благие инициативы превращаются в средство контроля, позволяя влиятельным иностранным структурам направлять деятельность гражданского сектора в своих целях и обходить законодательные ограничения. На практике такая скрытая эксплуатация проявляется в ряде системных нарушений, которые подрывают доверие к НПО и ставят под угрозу национальные интересы:
- Нецелевое использование средств. Финансирование проектов расходуется не по назначению, а на личные нужды руководства или на посторонние цели.
- Фиктивные проекты. Организация формально заявляет проекты, но фактически они не реализуются либо имеют скрытые цели, не отображаемые в официальных бумагах. Подобные схемы нередко используются как инструмент для отмывания средств и придания законного вида финансированию неизвестного или сомнительного происхождения.
- Сокрытие отчетности. Обязательные отчеты либо не подаются, либо содержат неполные и недостоверные данные, особенно по зарубежному финансированию.
- Выход за рамки уставных целей. НПО вовлекается в коммерческую или политическую деятельность, что прямо запрещено законом.
Эти нарушения не остаются без внимания государства. За ними следуют как административные, так и уголовные меры, направленные на защиту общественных интересов и национальной безопасности.
Административные меры вводятся в случае непредставления / несвоевременного представления либо представление заведомо ложных сведений о своей деятельности. Первичная фиксация нарушения влечет предупреждение; повторное нарушение в течение года – штраф в размере 25 месячных расчетных показателей либо приостановление деятельности на три месяца.
В свою очередь, статья 218 «Легализация (отмывание) денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем» УК РК предусматривает наказание за вовлечение в законный оборот денег или имущества, полученных преступным путем, сокрытие их источников, использование и перемещение с целью легализации доходов от преступлений. Наказания варьируются от штрафов и исправительных работ до лишения свободы на срок до 10 лет, с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае особо тяжких преступлений.
Также, статья 245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» УК РК устанавливает четкий перечень санкций за уклонение от уплаты налогов и обязательных платежей. Так, за искажение данных в декларациях или сокрытие объектов налогообложения, повлекшее неуплату в крупном размере, организациям и их должностным лицам грозит – штраф в размере от двух- до трехкратной суммы неуплаченных средств, либо до 800 часов общественных работ, либо ограничение свободы до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет с запретом занимать определенные должности до 3 лет.
Если нарушения совершены по предварительному сговору или с использованием фиктивных счетов-фактур, ответственность ужесточается. А в случаях участия преступной группы или особо крупного размера нарушений санкции максимальны и достигают 8 лет лишения свободы.
Между тем в Правительстве ведется активное обсуждение разработки отдельного закона о неправительственных организациях по инициативе Президента. Принятие закона ожидается к 2027 году. Он позволит:
- уточнить статус и обязанности НПО;
- закрепить требования к прозрачности и отчетности;
- усилить меры ответственности за нарушения, включая незаконное использование иностранных средств;
- установить четкие механизмы контроля со стороны государственных органов.
Учитывая значимость сектора НПО для гражданского общества и экономики страны, в государстве ведутся активные дискуссии о введении единой системы НПО. Такая система предполагает создание комплексного механизма учета и контроля за деятельностью всех некоммерческих организаций, включая прозрачное отражение их финансирования, отчетности и реализации проектов. В рамках единой системы планируется внедрение цифрового реестра, который объединит данные о всех зарегистрированных НПО, источниках их финансирования и результатах деятельности. Это позволит государству оперативно выявлять нарушения, поддерживать добросовестные организации и обеспечивать прозрачность сектора для граждан и партнеров.
Таким образом, факты и практика подтверждают – никакие НПО не являются неприкасаемыми. Нарушения закона, включая нецелевое использование средств, фиктивную деятельность и сокрытие отчетности, ведут к реальным последствиям – от административных санкций до уголовной ответственности руководства.
При этом эффективность закона зависит от сочетания последовательного государственного контроля и поддержки добросовестных НПО через сопровождение и правовую помощь. В этой связи разработка отдельного закона о неправительственных организациях, инициированная Президентом, а также внедрение общей системы позволят закрепить единые стандарты прозрачности, усилить меры ответственности за нарушения и создать условия для честного и эффективного развития сектора.
Реальная работа на благо общества требует соблюдения правил. Только так сектор НПО сможет развиваться честно, прозрачно и эффективно, принося реальную пользу гражданам и государству.