В Казахстане уложены первые километры дорожного покрытия по международной технологии «Superpave» (Superior Performing Asphalt Pavement). Эта система проектирования асфальтобетонных смесей учитывает экстремальные температуры и интенсивные транспортные нагрузки, передает Bizmedia.kz.

В свою очередь, межремонтный срок службы покрытия может увеличиваться до 20 лет, что делает её особенно востребованной в резко континентальных климатических условиях страны.
«Необходимость перехода на новые решения продиктована сегодняшними реалиями казахстанских дорог. Каждый год растёт интенсивность движения, увеличивается поток грузового транспорта и осевая нагрузка. Но главным вызовом остаётся климат. Казахстан страна с резко континентальными погодными условиями, где летом температура может подниматься до +50 градусов, а зимой опускаться до — 40. Такие перепады приводят к деформациям, трещинам и колееобразованию на покрытиях, построенных по традиционным методам. В результате возникает необходимость в частом проведении ремонтных работ и увеличении затрат на поддержание дорог в рабочем состоянии» — отметили эксперты Казахстанского дорожного научно-иследовательского института (КаздорНИИ).
Технология «Superpave» даёт ответ на эти вызовы. Она учитывает температурные режимы и специфику транспортных нагрузок, а состав асфальтобетонной смеси подбирается так, чтобы покрытие сохраняло прочность в условиях сильной жары и морозов. Адаптацией метода под казахстанский климат занимаются учёные «КаздорНИИ». С 2024 года по июнь текущего года специалисты Института провели более 300 лабораторных испытаний. Результаты показали, что смеси по системе «Superpave» лучше противостоят влаге, высоким температурам и повторяющимся нагрузкам. При этом подбор асфальтобетонного состава занимает всего четыре дня вместо 15, при условии, что полимер-битумное вяжущее (ПБВ) соответствует марке PG для региона строительства, что ускоряет весь процесс.
Для закрепления новых подходов в прошлом году в Казахстане были утверждены три национальных стандарта. В 2025 году ожидается разработка ещё нескольких документов, включая правила проектирования смесей и классификацию битумов по системе PG.
Первые апробационные километры покрытия по «Superpave» уже уложены на участках «Алматы — Кокпек — Коктал — Хоргос», «Отар — Узынагаш» и «Капшагай — Курты», «Кызылорда — Жезказган», на улицах Астаны и на участке автодороги «Астана – Щучинск».
Также утверждена дорожная карта внедрения технологии, по которой планируется апробация ещё трёх участков, а мониторинг всех опытных объектов будет вестись до конца 2027 года. По итогам испытаний будет подготовлено заключение о внедрении технологии «Superpave».
Для Казахстана внедрение «Superpave» имеет стратегическое значение. Технология позволит строить дороги, способные выдерживать суровый климат и возрастающую нагрузку, сократит расходы на ремонты и повысит надёжность транспортной системы.