Нефть для Казахстана остается основным экспортным товаром. За 2023 год, вклад нефтегазовой отрасли, вместе со смежными отраслями, в ВВП страны составляет около 20%. В 2023 году Казахстан экспортировал 79,4% добытой нефти, направив на внутренний рынок всего 20,6%, а в 2024 году: 79,5% и 20,5%, соответственно. Трубопроводы — основной путь доставки нефти. Сегодня — о трех, самых крупных. По данным KAZENERGY, общая пропускная способность нефтетранспортной системы Казахстана составляет 109,5 млн тонн в год или 2,19 млн барр./сутки.
Накануне первого миллиарда тонн
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — главный экспортный канал нефти Казахстана, способный перекачать с казахстанской территории около 72,5 млн т/год нефти.
КТК транспортирует сырую нефть с Тенгизского месторождения в Казахстане и российских месторождений на шельфе Каспия, с нефтяным терминалом «Южная Озереевка» на Черном море, вблизи порта Новороссийск, где нефть загружается на нефтеналивные танкеры для отправки на мировые рынки. Протяженность маршрута составляет 1 511 км. Казахстан через КТК транспортирует более 80% всего объема экспортируемой нефти.
Акционеры КТК в 2025 году:
- Российская Федерация — 24%
- МК «КТК Компани» (ООО) — 7%
- АО НК «КазМунайГаз» — 19%
- Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%
- Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%
- «Лукойл Интернешнл Гмбх» — 12,5%
- Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%;
- Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%
- BG Overseas Holdings Limited — 2%
- Eni International N.A.N.V.S.ar.l. — 2%
- Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.
С января по 23 мая 2025 года на Морском терминале КТК отгружено, по данным гендиректора АО «Каспийский трубопроводный консорциум» Николая Горбаня, более 28 млн тонн, что на 1,4 млн тонн нефти (или 5% — Bizmedia.kz) больше показателя на этот же период 2024 года.
В 2024 году терминал обработал 63 млн тонн нефти, принеся выручку в $2,3 млрд. При этом акционеры КТК получили дивиденды на $1,3 млрд, а бюджет Казахстана пополнился налогами на $85 млн. Дивиденды АО «КТК-К» (казахстанское юрлицо КТК) акционерам в 2024 году составили $188,2 млн. На благотворительные проекты «КТК-К» направил 4,4 млрд тенге.
В 2024 году КТК и «КазТрансОйл» построили нефтепровод-перемычку в 203 км между ниткой нефтепровода КТК и насосной станцией им. Касымова. Новая перемычка позволяет использовать резервуары КазТрансОйла в случае ЧП в системе КТК.
Также, КТК планирует в 2026 году начать замену двух выносных причальных устройств (ВПУ) на морском терминале под Новороссийском. Закончить надеются также в 2026. При этом, новые ВПУ будут, по данным Горбаня, от прежнего производителя, но ВПУ-3, замена которого планируется в 2027-2028 годах, будет полностью российским.
Инциденты:
- в феврале 2025 года нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Кропоткинская» атаковали семь украинских беспилотников: разрушили крышу и другое, что повлекло снижение пропускной способности трубопровода и повлияло на поставки нефти из Казахстана на мировые рынки
- в апреле 2019 года было обнаружено загрязнение нефти в трубопроводе хлорорганическими соединениями на участке нефтепровода «Дружба» в Самарской области
Отгрузка миллиардной тонны нефти планируется на морском терминале КТК в октябре 2025 года.
Выход еще и в Германию
Атырау—Самара — второй, по объему экспорта казахстанской нефти на мировой рынок и западный маршрут через Россию, способен транспортировать с казахстанской территории 17,5 млн тонн в год. Это — подогреваемый магистральный нефтепровод, проложенный с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, который дальше соединяется с системой нефтепроводов «Транснефти» в направлении Самары. Отгрузка — также в порту Новороссийск Черного моря, терминал Шесхарис, выход к европейским рынкам и в Германию.
Протяжённость нефтепровода составляет более 1380 км, на территории Казахстана — 1232 км. Нефтепровод проходит по территории Мангистауской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей Казахстана и Самарской области России. Объём прокачиваемой нефти — 15,75 млн тонн. Максимальная пропускаемость нефтепровода — 30 млн тонн нефти
В 2024 году по участку Атырау-Самара магистрального нефтепровода Узень-Атырау-Самара перекачано 10,4 млн тонн нефти, что соответствует показателю 2023 года.
Грузоотправители сырья:
- Аджип Каспиан СИ Б.В., дочка Eni
- ЭксонМобил Казахстан Инк., ExxonMobil
- Инпекс Норт Каспиан СИ ЛТД, INPEX
- КННК Казахстан Б.В.,
- ТотальЭнерджиз ЭП Казахстан, TotalEnergies
- КМГ Кашаган Б.В.,
- Шелл Казахстан Девелопмент Б.В., Shell.
КазТрансОйл владеет диверсифицированной сетью магистральных нефтепроводов, протяженностью 5,4 тыс. км и экспортирует нефть транзитом через РФ, взаимодействуя с Транснефтью. Нефть Казахстана поставляется по нефтепроводу Атырау — Самара и далее по системе Транснефти до:
- черноморского порта Новороссийск
- балтийского терминала Усть-Луга
- приемо-сдаточного пункта (ПСП) Адамова застава, с 2023 года.
В 2024 году KPO поставила, по ее данным, 1,1 млн метрических тонн сырой нефти с месторождения Каачаганак в пункт Адамова застава в Польше для дальнейшей поставки в Германию. В 2025 году Казахстан планирует увеличить поставки нефти в Германию до 2 млн тонн.
«Планы на 2025 год: увеличение поставок нефти в Германию до 2 млн тонн», — говорилось в презентации «КазМунайГаза» на заседании общественного совета АО «Самрук-Казына» в июне.
В мае 2025 года в Германию поставлено 230 тыс. тонн, в апреле — 160 тыс. тонн. Ранее в КМГ заявляли, что в 2025 году Казахстан планирует отгрузить в Германию по нефтепроводу «Дружба» 1,5 млн тонн нефти.
В 2023 году фактическая загрузка АО «КазТрансОйл» по направлению Атырау-Самара составила, по данным «Заключение по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта» агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Казахстана — 9,2 млн т/год, при мощности 17 млн т/год (недозагрузка — 7,8 млн т/год).
Продавцом нефти выступает «дочка» КМГ — KazMunayGas Trading AG, покупателем — Rosneft Deutschland GmbH, один из акционеров НПЗ PCK Raffinerie.
Инциденты:
- 15 января 2018 года на нефтеперекачивающей станции им. Култумиева в Атырауской области разлилась нефть. Жертв и пострадавших в результате инцидента не было, производственные объекты и имущество КазТрансОйл не были повреждены
- 29 января 2015 года, при профилактических работах на высоковольтной линии электропередачи в районе 1151-го км нефтепровода Узень — Атырау — Самара электромонтёр получил поражение током и скончался на месте.
Дорогой ККТ
Казахстанско-китайский трубопровод (ККТ) соединяет нефтяные месторождения, в основном Актюбинской области, и Кумкольское нефтяное месторождение, с нефтеперерабатывающим заводом в китайском городе Душаньцзы и обеспечивает транзит российской нефти. Работает также на внутренний рынок Казахстана. Мощность трубопровода — 20 млн тонн в год, около половины — транзит российской нефти. Трубопровод стратегически важен Казахстану для диверсификации направлений поставок.
ККТ принадлежит Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC) и казахстанской нефтяной компании «КазТрансОйл» — по 50% и является собственником двух магистральных нефтепроводов:
- трубопровод «Атасу — Алашанькоу», введён в эксплуатацию в 2006 году, протяжённость — 965,1 км, из которых 2,2 км на территории КНР, изначальная пропускная способность — 10 млн т/год. Этот участок ККТ транспортирует нефть из Западно-Казахстанской, Актюбинской областей и Кумкольского месторождения Казахстана в Китай и обеспечивает транзит российской нефти. Сибирская нефть из РФ поступает по трубопроводу ТОН-2 в Прииртышск Павлодарской области. КазТрансОйл прокачивает ее до нефтеперекачивающей станции в Алашанькоу (КНР).
- трубопровод «Кенкияк — Кумколь», введён в эксплуатацию в 2009 году, протяжённостью 794,263 км, с изначальной пропускной способностью 10 млн т/г. Предназначен для транспортировки нефти с месторождений Западно-Казахстанской и Актюбинской областей.
Транспортные расходы при поставках из Казахстана в феврале 2024 года составляли, по данным агентства Аргус, на которые ссылается в своем «Заключение по результатам анализа состояния Конкуренции …» АЗРК РК в 2024 году на направлении:
- Новороссийск/ Усть-Луга — $30/т
- нефтепровода Дружба (Германия) — $30,1/т
- КТК — $38/т
- Махачкала-Новороссийск — $39,7-40,1/т,
- ж/д станция Махамбет-Актау-Батуми — $157-171/т
- ж/д станция Махамбет-Самур-Батуми — $113,3/т
- БДТ — $108,2-119,6/т
- Иран — $98,1-109,9/т
- Шагыр-Фергана — $56,8/т
- Китай — $153,6/т по железной дороге
- Китай (ККТ) — $42,9/т.
В 2023 году фактическая загрузка трубопровода Атасу-Алашанькоу составила, по данным АЗРК РК, — 11,2 млн т/год, при мощности 20 млн т/год (недозагрузка — 8,8 млн т/год).
Мощности направления из Казахстана в млн т/год по данным Аргус Медиа:
- Атырау-Самара — 17 млн т/год, при фактической загрузке в 2023 году 9,2 млн т/год
- КТК — 72,5/56,6 млн т/год
- Актау — 5-7/ 3,5 млн т/год
- Махачкала — 9/2 млн т/год
- Супса — 7,4/0,2 млн т/год
- Батуми — 7/ 1,6 млн т/год
- БДТ — 60/29,4 млн т/год
- Иран — 5/0,2 млн т/год
- Узбекистан — 2/0,3 млн т/год
- Китай — по железной дороге — 3/0 млн т/год
- Китай — ККТ 20/11,2 млн т/год.
Инциденты:
в 2021 году Казахстан загрязнение нефти в трубопроводе хлорорганическими соединениями, повлекшем приостановку экспорта в Китай
в 2017 году в Карагандинской области осуждены члены преступной группировки, похитившие 80 т нефти из трубопровода Атасу — Алашанькоу.
Тариф на прокачку по трубопроводу Атасу — Алашанькоу на 17% выше, по некоторым данным, чем на Каспийском трубопроводном консорциуме, но об этом: тарифах, их изменениях — в следующий понедельник на Bizmedia.kz.