Депутат Мажилиса Павел Казанцев обратился с вопросом к заместителю Премьер-Министра – министру национальной экономики Серику Жумангарину, подняв тему точности и полноты учета налоговых льгот в проекте нового Налогового кодекса.

«Главой государства было поручено сократить объём налоговых льгот минимум на 20%. Исходя из вашей информации, вы признали налоговыми льготами 453 льготы на сумму 3,4 триллиона тенге. Тогда как по данным Комитета госдоходов за 2022 год общая сумма налоговых исключений — 729 на сумму 9,5 триллиона тенге. Почувствуйте разницу, коллеги: два года разницы в данных — и более чем полтора раза разница по льготам, и почти в три раза — по суммам», — заявил Казанцев.
Он отметил, что в проекте Налогового кодекса содержится четкое определение налоговой льготы, включающее снижение ставки, полное освобождение от уплаты одного или нескольких налогов, вычеты и корректировки из налогооблагаемой базы. В связи с этим депутат поинтересовался, почему при расчете сокращения налоговых льгот не были учтены те, что отвечают этим критериям.
«Например, вычеты сумм расходов по провизиям для банков, по расходам на ликвидацию полигонов размещения отходов и так далее. Непонятная избирательность. В этой связи вопрос — почему правительством применены двойные стандарты при сокращении льгот?» — задал вопрос депутат.
Он также предложил тщательно пересмотреть перечень налоговых льгот, подлежащих исключению.
«По моему мнению, там еще можно набрать на сокращение льгот не меньше одного триллиона тенге», — подчеркнул он.
В ответ Серик Жумангарин сообщил, что изначально правительство рассматривало все так называемые налоговые расходы — направления, по которым бюджет теряет налоговые доходы.
«Методология была достаточно обширной. Но некоторые из этих так называемых льгот под льготы не попадают, потому что они действуют для всех и постоянно. Ну, допустим, нулевая ставка НДС при возврате НДС — её нельзя назвать налоговой льготой. Либо какие-то освобождения от провизии, когда мы пытаемся влиять на те или иные направления банковского финансирования», — объяснил он.
По словам Жумангарина, в результате дополнительной работы были выделены именно те нормы, которые предоставляются временно и могут быть устранены.
«Было выделено 453 нормы, которые на сегодняшний день дают 3,4 триллиона тенге. И достаточно серьезная работа проведена: 128 из них на сегодняшний день устраняются на 1,3 триллиона тенге», — сообщил министр.
Он также добавил, что озвученные данные являются результатом анализа, проведенного до первого чтения проекта.
«Я думаю, что до второго чтения количество льгот и сумма возрастет», — заключил Жумангарин.