«Самрук-Казына» готовит на IPO 20% акций КТЖ

Высшая аудиторская палата выявила в 2024 году выявила колоссальные убытки в компании «Казахстан темир жолы», передает Bizmedia.kz.

Председатель правления АО «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов рассказал, что до 20% акций «Казахстан темир жолы» планируют продавать на предстоящем IPO компании.  При этом он отметил, что инвесторы получат долю в компании, включая магистральную сеть (МЖС) и другие активы, но не прямое владение инфраструктурой.

Для того, чтобы выйти на IPO необходимо также проработать законодательство: внесение изменений в нормы, регулирующие IPO (внутренние и международные) и консультации с юристами, финансовыми и техническими экспертами.

Нурлан Жакупов пояснил, что привлечь инвесторов и акционеров могут сроки перевозок между Китаем и Европой. Казахстан является мостом между ними.

Примером служат сроки доставки из Шанхая в Роттердам, которые составляют 60 дней при стабильной обстановке в Красном море, в то время как железнодорожная доставка проходит от 14 до 16 дней. 97% китайско-европейских грузов идёт морем, только 3% – по железной дороге. От этих 3% 80 проходит через Казахстан. В 2024 году транзит грузов через КТЖ составил 27 млн тонн. После завершения проекта «Достык – Мойынты» к 2026 году объёмы вырастут до 55 млн тонн (в 2 раза).

На сегодня КТЖ имеет активы:

49% порта Ляньюньган и сухой порт Сиань – ключевые хабы в КНР;

порты Курык и Актау (Казахстан), терминал в Алят-Баку (Азербайджан).

 Планируемые проекты:

сухие порты в Бухаресте (Румыния),  Свислочи (Беларусь), Селятино (РФ);

выход на рынки  Болгарии, Румынии, в порты  Карачи (Пакистан) и Абу-Даби (ОАЭ).

Проблемы КТЖ заключаются в критическом уровне долга, который достиг 2,9 трлн тенге, при этом 45% средств уходит на рефинансирование предыдущих займов. Проверка Высшей аудиторской палаты выявила убытки в 907 млрд тенге из-за тарифов ниже себестоимости, особенно по экспортным перевозкам. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска, а её выживание зависит от транзитных доходов.

При этом железнодорожная сеть Казахстана страдает от износа: 39% пробега вагонов – порожние, зафиксировано более 4 тысяч нарушений безопасности. Несмотря на инвестиции в 2 трлн тенге за четыре года, инфраструктура остаётся архаичной, а попытки модернизации сводятся к латанию дыр.

Продолжая тему:
#IPO #ВАП РК #Законодательство
Обрабатывающая промышленность Казахстана показала рост на 6,1%
4 сентября 2025 в 18:15
Старые 5000-ные купюры в Казахстане теряют силу
31 августа 2025 в 17:03
Почти 1,3 млрд тенге направили на возмещение затрат предприятий
4 сентября 2025 в 18:03
Казахстанский лидер поздравил Украину с Днём независимости
24 августа 2025 в 12:17
Сыну депутата Турлыханова отказали в смягчении наказания
4 сентября 2025 в 17:51
Kaspi Bank отменил штрафы за досрочное погашение кредитов
2 сентября 2025 в 10:16
В Казахстане запустили первые криптокарты: это сделал Евразийский банк
4 сентября 2025 в 17:45
Алматы грозит катастрофа. Бакытжан Базарбек поднял проблему незаконной застройки
3 сентября 2025 в 12:05
Других фигурантов не установили: АФМ о деле Перизат Кайрат
4 сентября 2025 в 17:38
Cobalt, Tucson, Sportage, Elantra и Mufasa — первые по производству в Казахстане. Сколько они стоят?
3 сентября 2025 в 17:38
Официальные источники опровергают задержание Мурата Нуртлеу
4 сентября 2025 в 17:35
Как в Алматы может быть решена проблема пробок
31 августа 2025 в 10:48
Жалобы казахстанцев: Банк ЦентрКредит навязывает кредиты под видом подарков
4 сентября 2025 в 17:17
Какими будут МРП, минимальные пенсии и зарплаты в 2026 году — данные Минфина
30 августа 2025 в 13:45
Операции с цифровыми активами свыше 5 млн тенге попадут под контроль АФМ
4 сентября 2025 в 17:17
Президент выступил на заседании казахско-китайского Делового совета в Пекине
2 сентября 2025 в 17:36
Послание Президента 2024: модернизация, диверсификация и инвестиции как приоритеты развития промышленного потенциала
4 сентября 2025 в 17:07
Сулейменов: разговоры о долларе за тысячу тенге — «чистая теория»
2 сентября 2025 в 13:17
Прокурорами Кокшетау установлен фиктивный ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов
4 сентября 2025 в 17:03
Нацбанк вводит новые правила для обменников
3 сентября 2025 в 10:55
В Единую систему видеомониторинга Алматы выведено более 54 тысяч камер
4 сентября 2025 в 16:50
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
В Казахстане объяснили стоимость модернизации «Байтерека»
4 сентября 2025 в 16:49
Трёхлетний бюджет одобрен: сколько будет тратить Казахстан?
3 сентября 2025 в 11:07