В общественном мнении Казахстана все четче прорисовывается тема изменения через несколько лет условий соглашения о разделе продукции (СРП) на самых крупных наших месторождениях: Тенгизе, Карачаганаке, Кашагане. Нынешнее СРП по Тенгизу истекает в 2033 году, но его условия, по данным правительства, не могут быть раскрыты в соответствии с международным правом.

Запутанная схема
СРП критикуется экспертами несколько лет, но почему-то Высшая аудиторская палата Казахстана, под руководством Алихана Исмаилова, до сих пор не изучила итоги его работы хотя бы за последние пару лет. Интересно было бы услышать ее выводы. СРП-проект может иметь статус закона и основные условия его реализации с момента заключения должны оставаться неизменными, а любые поправки могут быть внесены только судом.
Проблема инвесторов, по общему мнению казахстанцев, в завышении затрат по проектам из-за закупок у иностранных поставщиков слишком дорогого оборудования. В итоге даже в ценах на нефть 2023-2024 годов рентабельность проекта невысока и Казахстан мало что получает по соглашению.
Госконтроль, часто, неэффективен. Таможенные органы из-за несовершенства порядка таможенного оформления товаров не могут обеспечить контроль над получением участниками проектов льгот при уплате таможенных платежей.
Вот и Едил Жанбыршин, под председательством которого проходило заседание в мажилисе, в минувший четверг по поддержке отечественных производителей на проекте Тенгиз — закупкам ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) товаров-работ-услуг в 2024 году и её планы на 2025 год, отметил, что «за 32 года доля закупок местных товаров ТШО не превысила 7%». То есть, ТШО почти всё закупает за границей.
Генеральный директор ТШО Кевин Лайон (Kevin Lyon) сообщил, что за 2024 года компанией на закупки затрачено $2,9 млрд или 69% от всех закупок, в Атырауской области и других регионах.
Депутаты давили на то, что ТШО тратит слишком много чистой воды, мало её восстанавливает и возвращает на использование для технических нужд, не соблюдает народные традиции Казахстана, заместитель гендиректора Конилкош Суесинов пояснял, что компания не только себя электроэнергией обеспечивает, но и иногда помогает с этим Атырауской области, а Лайон – что сокращение персонала в компании Шеврон не касается ТШО.
Минэнерго возьмёт на контроль проведение тендера ТШО по контрактам на техобслуживание Maintenance, как и перевод меморандумов, заключённых с производителями Казахстана в реальные договора закупок. На сегодня только по двум из девяти предприятий планируют размещение пробных заказов на изготовление товаров, отметил вице-министр энергетики Кудайберген Арымбек.
На 5% меньше налогов в год, чем табачная компания Philip Morris, платит ТШО Казахстану, заявил депутат мажилиса Казахстана Ерлан Барлыбаев: «В презентация вы озвучили, что прямые выплаты Казахстану, по состоянию на конец 2024 года, составили $11 млрд. Если я правильно понял, это — в виде налогов. Я разделил на 31 год, которые вы присутствуете на рынке, и у меня вышли выплаты $355 млн в среднем, по году». — По его словам, недавно он общался с компанией Philip Morris и, они «где-то на 5% выше, чем ТШО, платят налог».

Как вы считаете, насколько справедливо соглашение между Казахстаном и компанией ТШО? – задал Барлыбаев риторический вопрос.
«Как гражданин США, я думаю, что если Казахстан принесёт высокие технологии, персонал с высокой квалификацией на американский рынок, тогда мы будем принимать казахстанскую компанию также (…). Условия нашего контракта я считаю справедливыми». Для инвесторов и для казахстанского народа контракт приносит ценности, — ответил Лайон.
Однако, по словам депутата, ТШО в машиностроение Казахстана, в производство не делает инвестиций, не внедряет новых технологий: «Тогда лучше в виде налога платить, если вы не развиваете местный бизнес и не привносите новые технологии в Казахстан».
В заключение, Жанбыршин отметил, что в будущем ТШО необходимо увеличить долю местных закупок до 70% до окончания действия Соглашения о разделе продукции (СРП).
Что такое СРП
Соглашение о разделе продукции (СРП) — договор о совместном предприятии. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной добывающей компанией и государственным предприятием (регионом, правительством), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию месторождения нефти, газа и других полезных ископаемых в соответствии с условиями соглашения. Инвестор получает компенсацию затрат в приоритетном порядке, государство извлекает свою долю доходов, только после возврата инвесторами большей части инвестиций. В Казахстане отношения в рамках соглашений о разделе продукции регулируются законом, в который неоднократно вносились поправки, и Налоговым кодексом.
Если месторождение и завод становятся частью СРП, то попадают под особый налоговый режим, а вся производимая заводом продукция делится между государством и инвесторами.
В Казахстане с 1993 года было заключено, по некоторым данным, 11 договоров по схеме СРП, в том числе, по таким крупным нефтяным проектам, как Карачаганакский и Северо-Каспийский.
ТШО заработала всего $5-6 млрд чистой прибыли в 2024 году
По подсчётам члена Общественного совета министерства энергетики РК, основателя Telegram-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжаса Байдильдинова, опубликованным на канале, ТШО в 2024 году заработал на сырой нефти примерно $17,82 млрд, на сжиженном газе — $478 млн, на сере — $486 млн и на природном газе — $1,35 млрд.
ТШО не публикует финансовую отчетность и традиционно представляет выборку производственных показателей, отметил эксперт.
Тенгизское нефтяное месторождение — одно из крупнейших и самых глубоких в мире, открыто в 1979 году. ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) сформировано в апреле 1993 года на основе соглашения между Казахстаном и компанией «Шеврон». В настоящее время участники ТШО: «Шеврон» — 50%, АО «НК «КазМунайГаз» — 20%, «ЭксонМобил Казахстан Венчурс Инк.» — 25% и «Лукойл» — 5%.

Общие разведанные запасы Тенгизского коллектора составляют 3,1 млрд т (25 млрд барр.) и 200 млрд т (1,6 млрд барр.) в Королевском месторождении. Извлекаемые запасы нефти — 1,4 млрд т. Добыча сырой нефти в 2024 году составила 27,8 млн т (около 220 млн барр).
С 2000 года ТШО инвестировал, по его данным, около $3,2 млрд на реализацию природоохранных мероприятий. С 2000 года общий объем выбросов в атмосферу на тонну добытой нефти уменьшился на 71%. В 2024 году утилизации газа составила 99,2%, повторное использования воды — 48%, общая доля переработанных отходов — 54%.
В 2024 году ТШО реализовал более 1,2 млн т сжиженного газа и около 2,7 млн т серы. Весь добываемый сухой газ поставляется на внутренний рынок.
С 1993 года по 2024 год прямые финансовые выплаты ТШО Казахстану составили более $201 млрд, включая зарплату казахстанским сотрудникам, закупки товаров и услуг отечественных производителей и поставщиков, платежи госпредприятиям, выплаты дивидендов АО «НК «КазМунайГаз», налоги и роялти в госбюджет. В 2024 году прямые выплаты Казахстану превысили $11 млрд, а товаров и услуг казахстанских поставщиков ТШО купил на около $3 млрд.
Персонал основного производства и ПБР-ПУУД состоит на 93,6% из граждан Казахстана, руководство высшего и среднего звена – на 83,1% от общего числа руководящего состава.
В 2024 году в рамках своей Программы социальных инвестиций ТШО реализовал 15 проектов, направленных на улучшение качества медицины, образования и развития гражданского общества в Атырауской области, выделил 2 млрд тенге на борьбу с паводками в Жылыойском районе и Атырауской области, 4,5 тонн гуманитарной помощи.
Проект будущего расширения — Проект управления устьевым давлением (ПБР-ПУУД), масштабное расширение производственных мощностей Тенгизского месторождения: добычи и переработки. В январе 2025 года ТШО начал добычу нефти на новом Заводе третьего поколения (ЗТП.) Ожидается, что объем добычи нефти на Тенгизе вырастет до 40 млн т в год.
«ТШО продает сжиженный углеводородный газ (СУГ) в объеме 1,2 млн тонн. Поставлять на внутренний рынок СУГ она не обязана, но добровольно продает примерно по 20 тыс. т, ежемесячно, примерно по $200/т (оптовая цена в РК сейчас около $100), также около 250 тыс. т в год продает примерно по $300/т казахстанскому нефтегазохимическому заводу ТОО «KPI», а остаток, примерно, 710 тыс. т, экспортируют за рубеж (раньше в Европу, но из-за СВО сейчас объемы идут в ЦА). Подсчитаем эту цену в $500/т», — пишет Байдильдинов.
Компания — один из крупных поставщиков серы на мировые рынки и в 2024 году реализовало 2,7 млн т, при объеме мирового рынка около 35-37 млн т. Цены в разных регионах мира колеблются от $140 до $230/т, предположим, что они продавали примерно по $180/т, продолжает эксперт.
ТШО вышла, как сообщалось, на средний объем добычи в 25 млн куб м природного газа в сутки или 9 млрд куб м в год. Газ поставляется на внутренний рынок, но, естественно, не по казахстанским ценам (QazaqGaz теряет на операциях по покупке дорогого газа у китов и продаже населению свыше 100 млрд тенге в год). Предположим, что продает компания по $150/1000 куб. м.
Таким образом, потенциальная выручка Тенгиза за 2024 год составила около $20,1 млрд – это примерно половина годового бюджета Казахстана. ТШО была вновь признана лучшим крупным налогоплательщиком и отмечалось, что компания обеспечивает 11% ВВП страны и около 30% всех доходов госбюджета, напоминает Байдильдинов.
Лайон в выступлении в парламенте отметил, что в 2024 году прямые выплаты Казахстану составили $11 млрд. «То есть, при потенциальной выручке в $20,1 млрд за 2024 год и выплатах Казахстану $11 млрд, у консорциума (навскидку) остается не менее $5-6 млрд чистой прибыли (так как есть еще закупки ТРУ у иностранных компаний), напоминает эксперт.
Однако, и это – примерная цифра, поскольку по «правилам» подсчета казсодержания в отечественные закупки ТРУ включаются все закупки у компаний, которые зарегистрированы в РК, хотя их учредителями могут быть иностранные компании. Например, есть известные турецкие подрядчики на Тенгизе, все работы и услуги которых считаются «казахстанскими».
Защита национальных интересов
Отсутствие должного контроля со стороны государства за имуществом компаний, ведущих разработку нефтегазовых месторождений на основе СРП, нарушений условий СРП приводит к огромным потерям бюджета.
Эксперт нефтегазовой отрасли и директор аналитической компании PACE Analytics Аскар Исмаилов в своем Telegram-канале рассуждает об изменениях, которые увеличат доходность Казахстана, усилят контроль над операционной деятельностью и обеспечат защиту нацинтересов и которые нужно внести в СРП при их продлении.

Он предлагает рост доли Казахстана в прибыли по мере выхода проектов на окупаемость и роста рентабельности, пересмотр механизма, когда инвесторы сначала возмещают затраты за счет добытой нефти, а уже затем делят прибыль, прогрессивное налогообложение, которое увеличивает налоговую нагрузку при росте мировых цен на нефть, закрепление в СРП обязательств операторов по дополнительным выплатам в случае серьезных экологических нарушений или задержек в реализации проектов, пересмотр или отказ от надбавки, применяемой к капзатратам (Uplift), чтобы повысить доходность Казахстана от добычи нефти.
В операционной деятельности нужно ввести независимый аудит затрат, чтобы исключить манипуляции с завышением стоимости услуг и подрядных работ, жесткий экомониторинг и санкции за нарушения, закрепить приоритет закупок у казахстанских компаний, особенно в инжиниринге, оборудовании и сервисе.
В локализация казсодержания ввести обязательность передачи технологий и обучения кадров, минимальный объем заказов для отечественных подрядчиков и поставщиков на уровне 50%, финансирование операторами создания производств в Казахстане для обслуживания нефтегазовых проектов.
В управлении Казахстан должен иметь, по мнению Исмаилова, большее влияние через рост доли участия в консорциумах и присутствия в ключевых комитетах, право вето на решения по бюджету и капзатратам, упростить выход из консорциумов, что позволит оперативно заменить инвестора, если он не выполняет обязательства, а в долгосрочной стратегии — прозрачность СРП и доступ на госпортале.