За первые шесть месяцев работы антифрод-центр, созданный Национальным банком Казахстана, предотвратил мошеннические транзакции на сумму 967 млн тенге, сообщает Bizmedia.kz.
Эта сумма включает все подозрительные переводы, которые были заблокированы благодаря новой системе обмена данными о мошеннических операциях, запущенной в июле 2024 года.
Как сообщил директор департамента информации и коммуникации Нацбанка РК Асан Ахметжан изданию Finprom.kz, по состоянию на 6 декабря 2024 года в центре было зафиксировано 11,7 тыс. мошеннических инцидентов. Из них 65,5% (7,7 тыс. случаев) были выявлены благодаря данным правоохранительных органов, а остальные подозрительные операции поступили от участников финансового рынка — банков, платёжных систем и сотовых операторов.
Центр работает на базе цифровой платформы, которая обеспечивает мгновенный обмен данными между её участниками и позволяет оперативно блокировать сомнительные транзакции. Подозрительные переводы маркируются и отслеживаются как отправляющими, так и принимающими банками. Это даёт возможность приостановить перевод даже после списания средств со счёта жертвы, не позволив мошенникам получить деньги.
Согласно данным Нацбанка, большая часть заблокированных средств, 760,9 млн тенге (78,7%), была признана подозрительной еще на этапе отправки. Банки-получатели смогли получить оставшиеся 206,1 млн тенге.
Тем не менее, по сравнению с предыдущим годом жертвы интернет-мошенников потеряли 2,8 раза больше денег в размере 11,4 млрд тенге к 2024 году. В основном пострадали люди, которые перевели злоумышленникам 11 млрд тенге. К жертвам относились также адвокаты (потери составили 385 млн тенге) и государственные учреждения (потери составили 8,4 млн тенге).
Тем не менее, возврат похищенных средств остается низким — всего 36,6%, что означает, что так и не удалось вернуть владельцам более 7 млрд тенге.