Выйдет ли КТЖ на IPO в 2025 году

Председатель правления КТЖ Нурлан Сауранбаев заявлял в сентябре 2024 года, что компания проведет IPO в 2025 году. Уже привлечены международные консультанты и глобальные координаторы: Citi, JP Morgan и Societe Generale. Однако экономическая ситуация меняется. Инфляция с конца 2024 года снова растет и, не исключено, что IPO КТЖ опять будет отложено.

Или правительству придется дать при IPO «Казахстан Темир Жолы» большой дисконт к рыночной стоимости акций, чтобы привлечь инвесторов после неудачного IPO Air Astana и КазМунайГаза, считает СЕО и мажоритарный акционер Freedom Holding Corp. Тимур Турлов в интервью изданию «Курсив». Также, по его мнению, рынок откроется, когда денежно-кредитная политика смягчится, а базовая ставка Нацбанка станет меньше 10%, чтобы рынок рос.

IPO КТЖ неоднократно откладывалось

О госпрограмме «Народное IPO» было объявлено еще в 2011 году. Она предполагала публичное размещение акций госкомпаний с возможностью приобретения каждым желающим гражданином страны. В этом списке были и АО «Эйр Астана», и АО «НМСК «Казтрансморфлот», и АО «НК «Казахстан Темир Жолы».

IPO КТЖ откладывалось. В последний раз, в сентябре 2024 года об IPO КТЖ, уже в 2025 году, заявлял председатель правления КТЖ Нурлан Сауранбаев. По его словам, уже привлечены международные консультанты и глобальные координаторы: Citi, JP Morgan и Societe Generale.

В КТЖ считают, что компании нужно поднять свои тарифы, что должно повысить доходность вложений инвесторов в ее акции.

«Нужен гарантированный долгосрочный тариф без возможности влияния на него. Ни у кого из инвесторов по объему сомнений нет – Казахстан находится на стыке таких больших экономических центров, как Китай, Россия, Европа. Объем есть, нужна гарантия, нужен только тариф для рентабельности», — сказал Сауранбаев, отметив, что КТЖ имеет самые низкие тарифы в СНГ.

В том числе, по его данным, железнодорожные тарифы в Казахстане в шесть раз ниже, чем в Таджикистане, в пять раз ниже, чем в Армении и примерно вдвое ниже, чем в России.

Кроме роста тарифов, КТЖ нужен, по мнению главы КТЖ, эксклюзив на транзитные перевозки, тарифы на которые не регулируются.

Скорее всего, IPO КТЖ откладывалось из-за неготовности. Инфраструктура железных дорог Казахстана по LPI не качественная и уступает другим странам в электрификации, наличии вторых путей и износа магистралей, превышающего, по словам главы ФНБ «Самрук-Казына» Нурлана Жакупова, 60%. Однако покупка локомотивов и грузовых вагонов требует больших инвестиций и занять деньги на рынке КТЖ будет непросто.

Государство инвестирует в магистральную железнодорожную сеть (МЖС). До 2029 года планируется отремонтировать 11 тыс. км железной дороги, из них на конец ноября был выполнен, по данным Минтранса, ремонт 26% от плана — 2 800 км пути. Также планируется построить около 5 тыс. км новых и вторых путей (в том числе, 1,3 тыс. км строятся), ввести автоблокировку на 2 тыс. 600 км, провести модернизацию по 184 станциям.

Для развития транзитного потенциала нужны, по словам Сауранбаева, деньги. Идет конкурентная борьба за транзитные преимущества. Сейчас КТЖ реализует строительство трех проектов, из ключевых, это — путь Достык-Мойынды. В Казахстане много экспортеров, которые хотели бы поставлять товар в Китай, но не могут. КТЖ взяла 534 млрд тенге кредита на 20 лет и его возвращает, то есть, первые два года выплачивает 20% из этого в виде налогов.

«Государство, в виде доходов от горно-рудных компаний, получит порядка 4 трлн тенге, как дополнительный доход за счет возможностей экспорта», — добавил Сауранбаев.

Ранее выступления главы КТЖ, сообщалось, что КТЖ подала заявки на повышение тарифов на повышение ценовых пределов (коэффициентов, на основе которых рассчитываются тарифы) на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортеров в 3,89 раза в 2024 году и в 4,42 раза – в 2025 году.

За счет этого компания планировала получить доход в 535 млрд тенге вместо утвержденных 137 млрд тенге. Из них 179,6 млрд КТЖ намеревалась направить на погашение своего долга.

Железной дороге нужна модернизация вокзалов. Напомним, они в начале века были отданы в частные руки, но стали напоминать торгово-офисные центры. Поэтому, их снова вернули в собственность КТЖ. Из 59 основных вокзалов нуждаются в ремонте, по данным Минтранса, 54. Капремонт проведен на вокзалах Кызылорды, Шымкента, Павлодара и Туркестана. По остальным разрабатываются техдокументы, источники и механизмы финансирования.

Казахстан с пятью соседними странами имеет 27 железнодорожных пограничных пунктов. Из них станции Достык, Алтынколь и Сарыагаш в направлениях Китая и Центральной Азии полностью используют свою пропускную способность. Для ее роста строятся дополнительные пути и расширяются парки, досмотровые пункты и терминальные мощности, сообщал в ноябре 2024 года министр транспорта Марат Карабаев.

Также, строятся 1,3 тыс. км дорог: вторых путей ж/д участка Достык–Мойынты (836 км) и обводной линии Алматы (74 км), и начато строительство ж/д линий Дарбаза–Мактаарал (152 км) и Бахты–Аягоз (272 км).

Это позволит увеличить пропускную способность станции Достык до 35 млн тонн, сократить время перевозки груза через станцию Алматы, высвободить станцию Сарыагаш и повысить пропускную способность дополнительно по 20 млн тонн в направлении Центральной Азии и Китая.

Тарифы железной дороги индексируются и растут

Тарифы КТЖ индексируются и растут. О применении с 5 января 2025 года повышающего коэффициента к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) и локомотивной тяги при перевозке грузов в контейнерах и перевозке порожних контейнеров во внутреннем и международном: экспортном и импортном, сообщениях, объявила АО «НК «Қазақстан темір жолы» в конце декабря. Чуть раньше объявлено о пролонгации повышающих индексов к тарифам на регулируемые услуги МЖС при перевозке через территорию Казахстана в ЕАЭС до конца 2025 года.

Отметим, что индексы к тарифам на перевозку, например, зерна и угля выросли от 2,2 до 3.

Изменение тарифов на услуги по передаче электроэнергии в 2021-2025гг.

Для выполнения планов тарифная политика будет меняться и дальше. Однако интересы отечественных производителей будут полностью учтены, обещал министр транспорта. К разработке новой тарифной методологии привлечены консультанты PricewaterhouseCoopers.

Место Казахстана в Logistics Performance Index (LPI) 2023 от Всемирного банка – 79 из 139 стран, а планировали к 2022 году достичь 55 места. По компонентам индекса: таможня – 74 место, инфраструктура, своевременность и отслеживание грузов – на 80 строках, логистическая компетентность – 81, международные перевозки 91.

Ставка на транзит

Казахстан расположен в самом центре Евразии и ее товарных потоков. По территории страны проходят 5 международных маршрутов железных дорог. Основные транзитные пути соединяют Китай с Европой и Центральной Азией. Транзитные перевозки растут быстрее внутренних и приносят более $1 млрд доходов.

По данным AO «KTZ Express» грузоперевозки: по ТМТМ за I кв. 2024 года против I кв. 2023 года, выросли на 50%, около 18% от общего объема транзитных перевозок KTZ Express приходится на маршрут Китай – Европа – Китай и на этом маршруте прирост к показателям I кв. 2023 года составил 35%, транзит между Китаем и странами ЦА вырос на 79%, маршрут Китай – Беларусь – Китай обеспечивает около 30% транзитных перевозок и перевозки здесь выросли на 9% Потенциал данного маршрута к 2025 году оценивается в 10 млн тонн грузов в год.

Тем не менее, сейчас Казахстан дает тарифные скидки в 50% на транзитные перевозки по коридору Север-Юг (тянется от Санкт-Петербурга до Мумбаи (Индия) для привлечения грузопотока, заявил министр транспорта Казахстана Марат Карабаев. По его словам, пропускная способность коридора составляет 10 млн тонн в год. Из-за изменений мировых традиционных логистических маршрутов его значимость растет. За 10 мес. 2024 года объем фактически перевезённых грузов составил 1,8 млн тонн и планируется увеличить пропускную способность коридора Север-Юг до 20 млн тонн. Для этого, в июле 2024 года подписана Дорожная карта по синхронному развитию коридора с Ираном, Туркменией и Россией.

За 10 мес. 2024 года по транзитному коридору Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) объем перевозок вырос на 68% до 3,8 млн тонн. По словам министра, вдоль коридора выстраивается казахстанская сеть терминалов: дополнительно к контейнерному казахстанско-китайскому терминалу в Сиане, запущенному в феврале 2024 года, запущен терминал в порту Поти. Совместно с китайской компанией «Ляньюньган порт» начато строительство контейнерного хаба в порту Актау. В порту Курык компания Abu Dhabi Port строит многофункциональный терминал «Саржа».

В апреле 2024 года стало известно о старте строительства грузового терминала для создания новых экспортных цепочек — у станции Селятино в Подмосковье. КТЖ, вместе с китайской Xi’an Free Trade Port Construction & Operation Co. и российским АО «Славтранс-Сервис» стали инвесторами, объем инвестиций не назывался. Через новый логокомплекс CRK Terminal в Московской области будут возить грузы, в том числе, в направлении китайского сухого порта в Сиане. Транспортный хаб позволит нарастить объемы транзитных грузов на направлении Китай-Россия-Китай и развивать прямое транспортное сообщение между Россией, Казахстаном и другими странами, отмечалось в сообщении КТЖ.

По итогам 2024 года объём перевозок грузов железнодорожным транспортом между Казахстаном и Китаем превысил, по данным Минтранса РК, исторический максимум в 32 млн тонн грузов. Казахстанский экспорт увеличился на 1 млн тонн, и составил 13,7 млн тонн. Основные экспортные грузы — железная и цветная руда, черные и цветные металлы, зерно. Импорт вырос на 5%, а транзитные перевозки через Казахстан увеличились на 19% и составили 15,3 млн тонн. Транзит в контейнерах на Европу вырос на 43%.

Фактором роста стало открытие казахстанского терминала в Международном сухом порту Сиань. Сухой порт, это — внутренний терминал, обеспечивающий высокий уровень обработки и скорость перевалки грузов, работая в мультимодальном формате с разными видами грузового транспорта.

В 2024 году через терминал в Сиане и порт Актау прошло более 300 контейнерных поездов, что в 30 раз больше, чем в 2023 году, напоминает Минтранс РК.

Железнодорожные IPO

О планах проведения IPO во втором десятилетии века объявляли многие государственные железнодорожные компании. Однако провести его смогла только польская PKP Cargo. Она стала первым грузовым ж/д перевозчиком ЕС, успешно вышедшим на биржу, и доказала, что на этом сегменте рынка можно успешно зарабатывать. Она также дала инвесторам отличный индикатор определения стоимости ж/д бизнеса.

Грузинская железная дорога также планировала выйти с публичным размещением, уже на Лондонскую фондовую биржу. Однако, позже правительство Грузии отложило IPO на неопределенный срок.

Приватизация российских железных дорог тоже планировалась через IPO на Лондонской бирже в 2015-2016 годах, но компания тоже оказалась не готова.

Почти 3 трлн тенге долгов на начало 2024 года

Если у КТЖ будут расти обязательства и она и не сможет их обслуживать, то это приведет к дефолту, заявлял председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов в июне 2024 года. По его словам, 45% текущего долга направлено на рефинансирование ранее взятых на себя долгов. 73% всего грузооборота КТЖ с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по ним составили 907 млрд тенге.

Долг компании на начало 2024 года «составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти». (…) 45%, или 1,3 трлн тенге из общего долга, направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств», (…) «КТЖ не способна оплачивать свои обязательства» и находится в красной зоне кредитного риска.

Некогда самодостаточная КТЖ по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ, привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге ($153 млн), – говорил Смаилов.

В последней, по времени, консолидированной отчётности КТЖ за 9 месяцев 2024 года, долгосрочные активы компании составляли 4,5 трлн тенге, текущие активы — 0,4 трлн, капитал компании — 1,8 трлн, долгосрочные обязательства – 2,37 трлн, текущие обязательства 0,8 трлн тенге. Итого, обязательства — 3,2 трлн тенге. Выручка КТЖ за 9 месяцев 2024 года от грузовых перевозок составила 1,3 трлн, выручка от пассажирских перевозок — 0,08 трлн, валовая прибыль — 382 млрд, прибыль до налогообложения — 109 млрд тенге, прибыль чистая — 80 млрд тенге.

Отметим, что прибыль на акцию снизилась, за 9 месяцев 2024 года по сравнению с девятью месяцами 2023 года, с 255 тенге до 157 тенге.

Перевозка ж/д грузов и пассажиров в 2021-2024 гг.

За январь-декабрь 2021 года железнодорожным транспортом Казахстана перевезено, по моим расчетам, 416 млн тонн грузов и 15,8 млн пассажиров. За 2022 год, по данным официальной статистики, — 405 млн тонн грузов и 19,4 млн пассажиров. За 2023 год — 416,4 млн тонн грузов и 19,8 млн пассажиров. За 2024 год — 437,1 млн тонн грузов и 20,8 млн пассажиров.

Стремится ли КТЖ стать публичной? — Похоже, да. КТЖ размещает облигации. По данным НК «Қазақстан темір жолы», она получит, по решению совета директоров (СД) КТЖ в декабре 2024, разместив 1 тыс. простых акций в пределах объявленного количества, по цене примерно 13,3 млн тенге за акцию, а Самрук-Казына, единственный акционер купит их по праву преимущественной покупки, 13,3 млрд тенге. На 1 октября 2024 года у компании было размещено почти 496,7 млн простых акций, объявлено — 502,04 млн. Также, СД КТЖ решил, что ж/д оператор выпустит 75 млн облигаций по номинальной цене 1 тыс. тенге. Объем выпуска — до 75 млрд тенге. Его разместят на внутреннем рынке.

Так что, какая-то public story у КТЖ есть. И сам факт публичности КТЖ, видимо, не пугает, она публикует свою отчетность. Объем привлечения средств на IPO КТЖ может составить сотни миллиардов тенге. Готов ли рынок к приобретению и впитыванию таких объемов — вопрос.

#IPO #КТЖ
15,2 млрд тенге будет выделено из бюджета на финансирование партий в 2025 году
20 января 2025 в 16:50
Kaspi Bank изменил договор обслуживания партнеров
17 января 2025 в 12:37
Новые рейсы в Китай, Вьетнам и Египет планируют запустить из Казахстана
20 января 2025 в 16:45
Прогревать авто не дольше 5 минут: условия пересмотра нормы озвучили в Минюсте
16 января 2025 в 11:40
В казахстанских колледжах и школах разместили QR-коды
20 января 2025 в 16:13
Годовое обслуживание Kaspi Gold: дата оплаты будет в сервисе «Мой Банк»
16 января 2025 в 15:22
Идеальный рецепт домашнего хлеба с сырной начинкой — получится вкуснее, чем у пекаря
20 января 2025 в 15:56
Нацбанк Казахстана намерен продавать доллары в ответ на операции с золотом
17 января 2025 в 14:48
Корпоративный подоходный налог для банков могут увеличить до 30%
20 января 2025 в 15:48
В ЕНПФ рассказали об изменениях в пенсионных выплатах в 2025 году
16 января 2025 в 15:24
Стоимость биткоина превысила 108 тысяч долларов
20 января 2025 в 15:47
В Павлодарской области уволен госслужащий, учивший заказывать товары из-за рубежа
18 января 2025 в 13:09
Курс тенге начал неделю с роста
20 января 2025 в 15:38
Картофель и подсолнечное масло стремительно дорожают
16 января 2025 в 19:34
Нефтебазу за 9 миллиардов тенге построят в Казахстане
20 января 2025 в 15:14
Уникальные возможности: какие два знака Зодиака после 20 января заработают много денег
18 января 2025 в 17:59
Расходы на рекламу Halyk Bank снизились на 75%
20 января 2025 в 15:05
Еще одна трасса стала платной в Казахстане
16 января 2025 в 11:53
Холода не боится: назван сорт огурцов, который обильно плодоносит
20 января 2025 в 14:46
Депутаты призвали пересмотреть штрафы за прогрев двигателя
15 января 2025 в 17:37
В 2024 году «КазТрансОйл» транспортировал более 44 млн тонн нефти
20 января 2025 в 14:43
В полиции пояснили штрафы при длительном прогреве авто в зимнее время
9 января 2025 в 14:42
Мошенничество и кражи — самые популярные преступления в Казахстане
20 января 2025 в 14:39
Обновленную дорогу на Балхаш обещают открыть до начала туристического сезона
18 января 2025 в 17:37