Депутат Мажилиса Сергей Пономарев сегодня спросил у министра транспорта Марата Карабаева о строительстве дорог иностранными компаниями и сроках завершения ремонта дороги между Алматы и Большим Алматинским озером. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
«Уважаемый Марат Каримжанович, я внимательно прослушал ваш доклад, наполненный оптимизмом: «Предлагаем, сделаем, запустим». Однако чем дальше сроки реализации, тем красивее звучат цифры. К сожалению, я вашего оптимизма не разделяю.
Проблемы железнодорожной инфраструктуры. Состояние железнодорожной инфраструктуры оставляет желать лучшего: 61% локомотивов изношены.
Проблемы дорожного строительства. За последние 10 лет лишь одна дорога была построена раньше срока и без увеличения стоимости — БАКАД. И то благодаря иностранным подрядчикам. В то же время отечественные компании сталкиваются с бюрократическими препятствиями, создаваемыми «КазАвтоЖолом»: завышенные стоимости, бесконечное продление сроков.
Вопросы. Первый — в июле Банк развития Казахстана выделил «КазАвтоЖолу» 450 миллиардов тенге. Какова в целом долговая нагрузка компании? На каких условиях предоставлен этот кредит, и как компания собирается его возвращать?
Второй — почему иностранные компании строят дороги быстрее, качественнее и без пересмотра стоимости, в то время как казахстанские компании сталкиваются с постоянными задержками?
Критическая ситуация с дорогой к Большому Алматинскому озеру (БАО). Стратегически важная высокогорная дорога, протяженностью 15 километров, связывающая Алматы с БАО, обрушилась в пропасть три года назад. Эта дорога обеспечивает крупнейший город страны питьевой водой.
Проект капитального ремонта был разработан еще в 2021 году и получил положительное заключение государственной экспертизы. Однако до сих пор ремонт не начат.Вопрос — когда дорога будет отремонтирована? Возможно, её стоит передать на баланс города Алматы, если министерство не может обеспечить своевременный ремонт?», — спросил мажилисмен.
Министра транспорта ответил так:
«Долговая нагрузка «КазАвтоЖола». В июле Банк развития Казахстана выделил компании 435 миллиардов тенге под базовую ставку плюс 0,75%. Сумма была предоставлена в различных валютах.
Средства направлены на проведение среднего ремонта, который в 10 раз дешевле капитального и в 2 раза быстрее по срокам реализации, так как не требует проектно-сметной документации, а только ведомственной экспертизы.
Почему иностранные подрядчики быстрее? Иностранные компании участвуют в проектах, финансируемых международными финансовыми институтами, где требования к обороту превышают 100 миллионов долларов. У казахстанских компаний таких ресурсов нет.
Для решения этой проблемы мы делим участки на более мелкие и ведем переговоры с иностранными банками, чтобы в консорциум включались казахстанские компании, которым предоставляются условные скидки.
Основная цель — максимальное привлечение казахстанских компаний», — отметил Марат Карабаев.
Председатель Комитета автомобильных дорог Толеген Абдуллин на вопрос по БАО ответил, что дорога Алматы — космостанция (участок к БАО) действительно является республиканской. Проект капитального ремонта был разработан в 2021 году, однако из-за дефицита бюджетных средств его реализация затянулась.
«Мы планируем начать ремонт этой дороги в следующем году. После завершения ремонтных работ дорога будет передана на баланс акимата города Алматы для дальнейшего обслуживания», — добавил он.