Доля среднего бизнеса в экономике должна увеличиться до 15% к 2029 году. Такую задачу поставил Президент, обращаясь к казахстанцам с ежегодным Посланием. Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на том, что каждый субъект предпринимательства должен легко ориентироваться и знать, какие есть виды поддержки, как он их может получить. Тогда, по мнению Главы государства, малый бизнес будет больше заинтересован в переходе в категорию среднего. О сферах предпринимательства, которые в этом году получили наибольшее развитие и возможностях, которые имеются для создания собственного дела в Казахстане – в интервью с генеральным директором ТОО «Max Consulting» Максатом Джатабаевым.
Максат Муратович, Президент поручал постоянно работать над улучшением инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса. По Вашему мнению, какая работа проводится в Казахстане в этом направлении?
По поручению Президента, у нас разрабатываются Программы государственной поддержки предпринимателей в приоритетных для экономики отраслях. У нас в стране на постоянной основе проходит процесс цифровизации государственных услуг, что делает много процессов более прозрачными и снижает коррупционные риски. При этом нам есть ещё над чем поработать.
11 декабря я принимал участие на мероприятии Astana Open Dialogue. Это независимая платформа для обсуждения и выработки решений по ключевым страновым и региональным вызовам нашего времени, сочетая в себе подходы проведения публичных дискуссий и создания аналитических документов. Одним из вопросов панельной сессии был новый налоговый кодекс. Все изменения налогового кодекса говорят об ответственности бизнеса перед государством. И приводятся примеры развитых стран, где совокупные налоговые выплаты гораздо выше, чем у нас в стране. Возможно, это правильно, но однобоко. Если мы говорим про качественные реформы, то хорошо было бы детально прописать ответственность Правительства при использовании бюджета. Сейчас, конечно же, имеются регламентирующие документы, но работают они, на мой взгляд, неэффективно.
Глава государства, обращаясь к казахстанцам с Посланием подчеркнул, что не все акимы и министры в должной мере включены в процесс привлечения инвесторов. Что об этом думаете Вы? Меняется ли ситуация в лучшую сторону?
Президент предметно дал понять акимам и министрам их недочёты. Я думаю, руководители министерств и регионов проводят какую-то работу, но этого недостаточно! Помимо привлечения новых инвесторов, нужно не забывать про действующих представителей МСБ, на которых уже держатся регионы. А в этом непростом году на плечи МСБ легли вопросы, которые проверили прочность их бизнес-моделей. И к сожалению, далеко не все представители малого и среднего бизнеса выдержали. Для примера, взятые обязательства государства перед бизнесменами по субсидированию приоритетных проектов. Я именно говорю про одобренные и подписанные кредитные соглашения. Субсидии не выплачивались несколько месяцев и сейчас ещё до конца не возмещены. При этом в разных регионах ситуация разная. Например, в г. Алматы начали оперативнее возмещать субсидии, а в Алматинской области с запозданием. И вот здесь как раз, на мой взгляд, недоработка акимов на местах.
Если говорить про изменения в сторону улучшения, то сейчас на рынке останутся те бизнесмены, которые смогут максимально быстро адаптироваться к волатильности и те, чьи бизнес-процессы настроены максимально эффективно. Глобально для государства в долгосрочной перспективе — это хорошо, т. к. более стабильные участники экономики смогут внести больший вклад в её развитие.
Какие бизнес-проекты, наиболее значимые для развития экономики страны, были запущены в 2024 году?
Я бы не останавливался на каком-то конкретном бизнес-проекте. Периодически в разных регионах мы слышим о новых проектах и производствах. Думаю, что гораздо важнее, это вопрос работы системы, при которой бизнес-проекты ежегодно открывались бы вновь и вновь. В этом вопросе нужно довести до реализации задания Президента в части не снижения темпов цифровизации государственных процессов, а также упрощения того же налогового кодекса, чтобы субъекты МСБ меньше занимались вопросами взаимодействия с налоговыми органами, а больше концентрировали внимание на расширении бизнеса и повышении его эффективности. Я думаю, это гораздо важнее для экономики страны, нежели точечные бизнес-проекты.
Доля прямого участия государства в экономике остаётся на высоком уровне, что нарушает равенство условий на рынке и подавляет частную инициативу, — резюмировал Касым-Жомарт Токаев. Какие меры принимаются для того, чтобы поручение Президента было исполнено?
Вопрос разгосударствления экономики идёт со времён становления Независимости Казахстана. Периодически компании выводят на IPO. Есть кейсы передачи крупных проектов в доверительное управление. У нас есть перечни компаний, готовящихся к передаче на конкурентный рынок. Но на мой взгляд, не хватает некой стратегии или дорожной карты в долгосрочной перспективе и по всем направлениям деятельности Правительства. Понятно, что одномоментно такие вопросы не решаются. Но составить план на 10 лет, например, и установить конкретную долю участия государства в экономике страны в общем, с пошаговым исполнением, было бы очень нужным действием для реальной реализации данной задачи. Возможно, такой план есть, но общество о нем не проинформировано. Соответственно, и оценить успешность реализации этого плана не представляется возможным.
Какие наиболее важные инициативы Главы государства, направленные на развитие бизнеса, Вы можете выделить?
Мне очень понравились два момента, которые говорил Глава государства:
1. Это мораторий на проверку бизнеса, кроме экстренных случаев;
2. Препятствие развитию МСБ будет строго наказываться.
Президент взял на контроль эти важные вопросы для каждого субъекта МСБ.
Как-то я принимал участие на одном мероприятии, где было много представителей бизнеса. На вопрос: «Что нужно от государства для развития МСБ?», практически единогласно ответили: «Чтобы МСБ не мешали развитию». Я думаю, что государству нужно научиться проводить мониторинг малого и среднего бизнеса так, чтобы не создавать нагрузку на предпринимателей и не отвлекать их от своей непосредственной бизнес-деятельности.
Какое участие принимает государство в вопросах развития МСБ? Достаточно ли мер господдержки? Понятны ли они для предпринимателей?
В нашей стране имеется достаточно много программ поддержки предпринимателей. Это и фондирование, и субсидирование, и гарантирование. Для тех предпринимателей, кто взаимодействует с банками либо участвует в приоритетных для экономики отраслях — всё достаточно понятно.
Хотелось бы более качественного исполнения, а именно:
— либо начисления субсидий в день погашения ежемесячных взносов;
— либо составления графиков платежей уже за минусом субсидий, а вопрос взаиморасчётов между банками и операторами государственных программ сделать без привлечения предпринимателей.
Эти пункты очень сильно помогли бы многим субъектам МСБ в части невыхода на просрочку. На рынке складывается практика погашения ежемесячных платежей, в случае недостатка средств, путём заимствования в микрокредитных организациях (МКО). Таким образом, микропредпринимательство накапливает обязательства, как снежный ком. И как показывает статистика, картинка не очень радужная. За 2024 год NPL 90+ (просроченные обязательства свыше 90 дней) в МКО выросли на 77%, что является очень тревожным триггером.
На Ваш взгляд, какие сферы бизнеса в текущем году получили дополнительный стимул для развития деятельности?
На мой взгляд, в текущем году очень активно развивается сфера услуг, а именно продолжает активно развиваться электронная коммерция, различного рода онлайн-обучение, а также проекты креативной экономики. Одним из таких развивающихся проектов является Qalam. Это новый мультимедийный проект, рассказывающий историю Казахстана и стран Центральной Азии. Авторы Qalam – историки-профессора, научные работники. Благодаря Qalam дополнительные стимулы развития получил и наш турнир в Шу — Biseitov Cup.
Это были события уходящего года, а в Новом году я хочу пожелать всем казахстанцам, чтобы финансы и экономика каждой семьи были с положительным сальдо!