В Казахстане заметно вырос рынок автосервисных услуг. В 2023 году объём услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей увеличился на 38,6 процента, до 233,3 миллиарда тенге. В предыдущие годы рынок тоже рос, но не так быстро. Исключением был 2020 год, когда из-за коронавируса произошел спад на 1,6 процента. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Согласно данным Бюро национальной статистики, почти половина (45,6 процента) всех услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей приходится на крупные города. СТО в крупнейших городах страны за прошлый год выполнили работ на 106,3 миллиарда тенге, сообщают эксперты Energyprom.
Лидирует Алматы, где на автоуслуги потратили 62,5 миллиарда тенге. В этом городе больше всего автомобилей. На втором месте по объему услуг — Астана (35 миллиарда тенге), на третьем — Атырауская область (29,7 миллиарда тенге).
Статистика показывает, что в прошлом году на рынке автосервисов Казахстана произошли изменения. Крупные компании потеряли часть своей доли рынка, которую заняли малые предприятия. В 2022 году крупные компании предоставляли 23,9 процента всех услуг по техобслуживанию, или 40,3 миллиарда тенге. В прошлом году их доходы снизились на 36,2 процента, и доля рынка уменьшилась до 11 процентов.
С прошлого года мелкие компании (включая ИП) начали удовлетворять основные потребности автовладельцев в ремонте и обслуживании машин. В 2023 году их доля на рынке выросла с 69,5 процента до 82,4 процента. Это говорит о слабом развитии рынка автосервисов, отсутствии единых стандартов качества и цен. К тому же в нашей стране популярен неофициальный «гаражный» ремонт, который никак не контролируется и остаётся в серой зоне.
Согласно отчётам, в прошлом году иностранные компании потеряли объёмы услуг и заработали всего 34,3 миллиарда тенге, что на 23,6 процента меньше, чем в 2022 году. А казахстанские частные компании, наоборот, увеличили свои обороты и долю.
Причины роста
Резкий рост объёмов автосервисных услуг объясняется двумя факторами — инфляцией и увеличением количества автомобилей в стране. Во втором случае рост был значительным. За январь–декабрь 2023 года количество зарегистрированных авто в РК увеличилось на 19,7 процента. Это в основном связано с ростом числа легковых автомобилей. Тенденция роста продолжается и в этом году. За первые четыре месяца 2024 года количество автотранспортных средств выросло на 15,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На количество услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей влияет возраст машин. Чем старше авто, тем больше работы у механиков. В Казахстане большинство автомобилей старые. В апреле этого года каждый второй из 5,4 миллиона машин был старше 20 лет. У 23,9 процента всех авто возраст от 10 до 20 лет. Доля новых машин до 3 лет — всего 6,1 процента.
Инфляция также повлияла на финансовые результаты в отрасли. За прошлый год стоимость техобслуживания и ремонта авто росла быстрее, чем цены на другие платные услуги. Особенно сильно это было заметно в июле прошлого года, когда цены на ремонт и техосмотр автомобилей выросли на 16,7 процента по сравнению с предыдущим годом.
Потом рост цен немного замедлился, и к июню 2024 года он составил 12,1 процента в годовом выражении. Похожие изменения были и с ценами на запчасти. Самый большой рост был летом 2023 года, но потом ситуация стала более стабильной. В начале этого лета цены на запчасти для авто увеличились на 5,1 процента.
Средняя стоимость ремонта авто в первой половине 2023 года составила 28,6 тысячи тенге, что на 13,7 процента больше по сравнению с прошлым годом.
Напомним, вчера стало известно, что полиция в Казахстане может получить право скрыто фиксировать нарушения на дорогах.
На заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам дорожной безопасности было решено дать полицейским право скрыто фиксировать дорожные нарушения. Рассмотрен успешный опыт Атырауской области с патрулированием без опознавательных знаков и предложено распространить его по всей стране. Также предложено использовать дроны для профилактики нарушений. Подробности — здесь.