Директор Департамента Министерства промышленности и строительства РК Адилбек Бектибаев после общественных слушаний рассказал, будут ли отменять утильсбор в Казахстане, передает Bizmedia.kz.
Для того чтобы внести изменения в части ограничения возраста автомобилей старше семи лет, необходимо вносить изменения на уровне Евразийского экономического комитета в соответствующие акты, как минимум в тех регламентах 0,18. Но для этого нужно согласие всех пяти стран. Это было предложение одного из членов рабочей группы. Мы обязательно этот вопрос проработаем и внесем его на рассмотрение. Если все страны дадут согласие, то такие изменения будут введены. Может быть, это будет не 7 лет, а 10 лет, в зависимости от условий, на которых договорятся страны. Если они не договорятся, то такого ограничения не будет, — отметил Бектибаев.
Можно ли говорить о какой-то перспективе снижения, задали вопрос журналисты?
Знаете, я сегодня в своем выступлении неоднократно говорил, что мы и так снизили архитектурный минимум. Если хотите, я вам расскажу, сколько это стоит в других странах. Чтобы привезти машину из другой страны, нужно заплатить 48% таможенной пошлины, потом небольшой сбор, если гражданин. Но вы не имеете права продавать машину ни при каких обстоятельствах. Если вы решите продать машину из-за крайней необходимости, то заплатите в 4 раза больше, чем у нас, если объем двигателя до 2,5 литра. И если от 3 литров и выше, вы заплатите в 8 раз больше. Поэтому говорить о том, что у нас всегда больше, не приходится. У нас, так скажем, критический минимум, который сдерживает. Благодаря сборам вместе с первичными они сдерживают ввоз в страну старых автомобилей. Это в первую очередь связано с экологией, а не с автопромом. Хочу четко объяснить. Экологические вопросы решаются в данной ситуации. Это помогает обновлению автопарка и косвенно развитию нашего автомобильного рынка, — отметил он.
Далее снова задали вопрос журналисты.
Если не стоит задача протекционистских мер для нашего автопрома, и цель утилизационного сбора, как вы говорите, заключается в решении вопросов экологии и заботы о будущем нашего населения, тогда что мешает отменить утилизационный сбор для новых автомобилей зарубежного производства? Просто полностью отменить его и сделать их доступными для населения. Ведь вы не будете спорить, что новый японский, американский или немецкий автомобиль не хуже, как минимум, чем наш автопром. С точки зрения экологии, почему нельзя сделать для них ставку нулевой или, допустим, те же самые 100 тысяч тенге разово?
Второй вопрос сразу, пожалуйста. Если мы всё-таки защищаем наш автопром, то зачем нам вообще принципиально развивать мощную автомобильную промышленность, когда у нас всего 20 миллионов жителей? У нас только половина населения считается трудоспособным, то есть физически может управлять автомобилем, и это явно не тот рынок, который может обеспечить надёжный сбыт для мощного, действительно, автомобильного производства с хорошей степенью локализации, с полноценными, свободными производствами. Тогда что? — задали вопрос журналисты.
Бектибаев начал со второго вопроса.
Я уже говорил, я понимаю, о чем вы говорите, но повторю: у нас есть своя промышленность. Пусть это будет не сегодня, пусть это случится через 5 лет, но мы добьёмся того, что у нас будет высокая доля локализации. И, как я сегодня уже говорил в ходе своей презентации, автопром на сегодняшний день тянет за собой развитие смежных отраслей малого и среднего бизнеса, в том числе производителей мебели и спецодежды. Вы, когда сюда приезжали, я надеюсь, видели, какие огромные корпуса строятся. Мы придём и к штамповке кузовных деталей и так далее.
Теперь по вашему первому вопросу. Я сегодня также говорил, что по новым машинам, если законно платить совокупный таможенный платеж 48%, то ввозить новую машину физическому лицу будет невыгодно в стране. Поэтому говорить о том, что отмена утилизационного сбора к чему-то приведёт, не имеет смысла. Что касается машин, которые ввозятся новые по тому тарифу, который есть в таможенном кодексе (15% плюс НДС), могу сразу сказать: ввозить имеют право только официальные представители иностранных компаний. Они должны нести ответственность совместно, солидарно с этим заводом за свою продукцию, нести гарантированные обязательства, и в случае выявления каких-либо нарушений принимаются меры. Всегда можно найти того, кто виноват в том, что небезопасное транспортное средство попало на наш рынок.
Поэтому я ещё раз говорю: наше министерство, по крайней мере, не будет поднимать вопрос о каком-либо снижении утилизационного сбора или перерегистрации. Мы это не поддерживаем, потому что считаем, что до тех пор, пока не обновится действительно парк, пока мы не наладим весь товарооборот, пока мы не уничтожим всю теневую экономику, поднимать вопрос и говорить о том, что есть чёткая и статистически ясная картина, преждевременно. Мы сначала наведём порядок, потом уже будем думать.