Казахстан планирует ввести запрет на передвижение большегрузов, о чём заявил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров, передает Bizmedia.kz.
Запрет на движение большегрузов по дорогам Казахстана означает, что теперь смогут ездить только те, кто перевозит груз до 25 тонн, что является максимально допустимой нормой.
«Давайте так. У нас есть автомобильные дороги, у которых есть нормативы. То есть, это 8 тонн на ось. И сейчас эти самосвалы. У нас, как вы знаете, сейчас в пилотном режиме реализуется автоматизированная система весовых разрешений. Мы провели пилот и обнаружили, что некоторые самосвалы возят более 100 тонн вместо положенных 25. В связи с этим, вообще, эти самосвалы, которые ездят по дорогам, относятся к категории карьерных. То есть, они должны ездить на карьерах», — отметил Максат Калиакпаров в кулуарах Сената.
Как он отметил, в республике вводят новый запрет из-за регулярного разрушения дорог большегрузами, что обходится в 500 миллиардов тенге.
Соответственно, у нас есть мультипликативный эффект. Мы видим плохие дороги, но по ним ездят большегрузные машины. Нам нужно выбирать, какой из них меньше. Поэтому допустимые нормы мы не будем запрещать. В пределах допустимых норм пусть ездят. Но вот эти, которые, как самосвалы, относятся к карьерам, мы им запретим въезд на дороги. Вы же понимаете, мультипликативный эффект — это порядка 500 миллиардов тенге, у нас разрушаются дороги именно из-за езды, — говорит он.
Нарушение этого запрета планируют наказывать штрафами по КоАП, но точные суммы пока не определены.
«Естественно, будут штрафы. Это не просто формальность; будут проведены правовые процедуры, после которых произведут расчеты, и штрафы будут наложены в соответствии с КоАП, — отметил он.
Разработка документа продолжается. Чиновник не уточнил дату его вступления в силу, но предположил, что это может произойти до конца года.
Что тогда делать казахстанцам, которые сейчас работают, ездят на этих самосвалах — продавать их или искать новую работу, спросили журналисты.
Рекомендую… Нет. У нас нормы, которые заложены в стройке, на самом деле соответствуют. Они получают сверхмаржу, потому что возят больше. Поэтому они будут в пределах нормы, в пределах правового поля ездить, и ничего здесь не будет. Почему нет тогда альтернативных дорог? Этот вопрос тоже задавали министру Карабаеву. Альтернативные дороги — это вопрос, который относится к строительству объектов. Если в норме заложено строительство и перевозка большегрузными машинами, это всё относится к компетенциям строительных желаний.
Стоит отметить, что этот вопрос в Казахстане поднимают не впервые. Ранее Алихан Смаилов, глава Высшей аудиторской палаты, доложил Мажилису о критических проблемах в автодорожной отрасли Казахстана. Он подчеркнул необходимость срочных мер, указав на значительные системные недостатки, которые приводят к разрушению дорог.
«За последние четыре года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог было выделено около 1,9 триллиона тенге. Однако, по данным аудита, лишь 72 процента республиканских автодорог находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Основной фактор, способствующий разрушению дорог, — проезд тяжеловесных транспортных средств с превышением разрешенной массы. Эта проблема существует уже много лет и остается нерешенной из-за лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия четкой позиции государственных органов. Нарушения, зафиксированные автоматизированными станциями измерений, часто фиксируются некорректно», — говорил тогда Смаилов.
Смаилов тогда настаивал на строгом запрете движения тяжеловесных грузовиков по общественным дорогам и на усилении наказаний за ущерб государству.
«Более того, реализация проектов среднего ремонта дорог, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы, способствует ухудшению их состояния. Выявлено низкое качество управления проектами, финансируемыми за счет международных займов под государственные гарантии, что приводит к затягиванию сроков их выполнения», — отмечал тогда глава ВАП.
Тогда же глава ВАП сообщил, что совокупный ущерб республиканскому бюджету составил почти 40 миллиардов тенге из-за выплат по обслуживанию оплаченных, но неосвоенных авансов, удорожания проектов на 294 миллиарда тенге и выплаты «КазАвтоЖолу» 21 миллиарда тенге за неподтвержденные расходы.