Член фракции ОСДП Ажар Сагандыкова направила запрос Премьер-Министру РК Олжасу Бектенову по вопросам оплаты за ущерб окружающей среде и затрат на экологические мероприятия, передает Bizmedia.kz.
В современных условиях охрана окружающей среды становится не просто важнейшим, но и неотъемлемым условием любой экологически значимой хозяйственной деятельности. То есть экономическое развитие должно быть экологически безопасным, — говорит Сагандыкова.
По ее словам, эмиссия в окружающую среду – это выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, вредное физическое воздействие и так далее. С 2022 года статьей 127 экологического кодекса вместо понятия «плата за эмиссию» вводится понятие «плата за негативное воздействие на окружающую среду». Налоговый кодекс определяет плательщиков и ставки платы. И все эти полученные средства на 100% должны быть использованы для решения экологических проблем.
Но что мы видим в реальности? С февраля текущего года фракция ОСДП пытается разобраться, сколько получают и сколько расходуют на местах средства, получаемые по данному виду оплат. По первым данным, полученным из регионов, за последние три года пополнение бюджета страны от плат за негативное воздействие на окружающую среду составило чуть меньше 60 триллионов тенге. И если бы это были реальные цифры, мы бы могли спокойно покрывать бюджет своей страны, да ещё и с хорошим запасом и с учетом всех требований инклюзивного сообщества, — говорит она.
Они решили с уполномоченным органом всё-таки разобраться, что происходит на местах и откуда взяты такие баснословные цифры.
Разгребать Авгиевы конюшни пришлось нелегко. Мы выяснили, что исполнители на местах достаточно халатно относятся к учету и статистике данных по платам. В разных источниках дают разные данные. В некоторых случаях они просто вписывали цифры без формата данных, указанных в графах отчета. Вместо тысяч вписывали сотни, вместо миллионов – тысячи и так далее, — говорит она.
Параллельно они изучили и планы мероприятий по охране окружающей среды, которые разрабатываются на трехлетнюю перспективу, исходя из типового перечня мероприятий (приложение 4 экологического кодекса).
И сразу здесь хочется отметить, что несмотря на то, что сам экологический кодекс вступил в силу с января 2022 года, правила были утверждены в 2021 году, действуют сейчас и соответствуют требованиям уже утратившего силу экологического кодекса. После ознакомления с планом сразу возникло несколько вопросов. Например, почему из средств, полученных от плат в Актюбинской области, проводят капитальный средний ремонт дорог вместо использования по прямому назначению? — спросила она.
По ее словам, в Мангистауской области существует множество экологических проблем: опустынивание территорий, обмеление Каспийского моря, загрязнение почвы, воды, воздуха местными нефтяными компаниями, бесхозные химические отходы, запыление территорий из-за деятельности карьеров. Получено почти 2 миллиарда тенге плат, а потрачено всего 270 миллионов, то есть чуть больше четверти.
В Акмолинской области слабо развита инфраструктура управления отходами, загрязнение атмосферного воздуха в Щучинско-Боровской курортной зоне, не решена проблема завода в Степногорске, где был накоплен большой объем хвостов из-за производства балансовых урановых руд. Из полученных 4,5 миллиарда тенге освоено меньше четверти, — говорит Сагандыкова.
В области Абай она не стала перечислять проблемы.
Прошлый год наглядно и трагично их обнажил перед нами. Но при этом из почти 7 миллиардов освоено лишь 93 миллиона тенге. Все эти данные получены из официальных ответов от госорганов. И перечислять, мягко говоря, нестыковки можно долго, нудно и печально. Мы требуем ответа на вопрос: куда ушли неосвоенные средства? Не пошли ли они в чей-то карман или на строительство очередной дачи на Кипре? — спросила она?
Она напомнила, что сейчас 100% экологических платежей остаются в регионах, а правительство планирует оставлять в местных бюджетах еще и экологические штрафы. Кто даст гарантию об их целевом использовании?
Наглядным примером безнаказанности является ситуация во время паводков. Ни один аким не был уволен и не был наказан. И очень печально то, что во время паводков, по данным АФМ, из бюджета был украден 1 миллиард тенге, — уверила она.
Учитывая негативную сложившуюся ситуацию, фракция ОСДП требует:
- В срочном порядке пересмотреть правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды и составить их в соответствии с действующим экологическим кодексом и стратегией достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан.
- Ужесточить ответственность акимов всех уровней за эффективное и целевое использование плат за негативное воздействие на окружающую среду.
- Обязать местные исполнительные органы ежегодно отчитываться перед депутатами Мажилиса за использование плат за негативное воздействие на окружающую среду.