Олжас Сапарбеков, вице-министр промышленности и строительства, рассказал сегодня, 18 июня, об утилизационном сборе и о том, старый ли автопарк в Казахстане в действительности, передает Bizmedia.kz.
Если есть основания для рассмотрения, мы готовы рассмотреть и обсуждать. Но на сегодняшний день мы находимся в процессе обсуждения. Есть доводы одной стороны, есть доводы другой стороны, — начал он.
Журналисты спросили, сам он вообще за утильсбор или нет. Он отметил, что является представителем государственного органа, и учитывая, что данная норма уже предусмотрена действующим законодательством, он полагает, что должны быть какие-то веские аргументы для пересмотра этих требований.
Его спросили, кто в итоге является конечным бенефициаром утильсбора, на что Сапарбеков отметил так:
На самом деле, пользу утилизационного сбора… Здесь надо, наверное, к истокам обратиться, что такое утилизационный сбор, наверное, к понятийному аппарату. Утилизационный сбор — это платеж, связанный в рамках экологического кодекса, с обязательствами как производителей, так и импортеров. Есть ряд направлений, на которые данные средства расходуются. Это экологические требования и создание условий, необходимых для утилизации того или иного продукта. Поскольку не только автотранспортные средства и техника подпадают под данные требования. То есть там целый комплекс вопросов. Его надо в комплексе рассматривать, — отметил он.
Он отметил, что на самом деле, они видят результаты тех работ, которые проводятся за счет средств. Это те средства, которые направлены на обновление автобусного парка, те, которые получают государство. Сейчас коллеги из Минэкологии прорабатывают комплекс мероприятий, направленных на строительство и создание новых полигонов. Также есть ряд вопросов, связанных с другими экологическими требованиями, более близкими к экологическим требованиям. Это то же самое обновление, то есть уменьшаются выхлопы, меньшее влияние на экологию. Такие вещи сидят в комплексе этих мер.
Журналисты отметили, что одним из фактов, например, тех, кто против этих утильсбора, является устаревание автомобильного парка и увеличение количества ДТП, в частности, с участием несовершеннолетних.
Давайте в терминологии тоже опять вернемся. Здесь больше не обвинения, это их позиции, их мнения. Не обсуждается на самом деле. Здесь надо вообще обратиться к самой статистике и основам. То есть, если наблюдать всю динамику и смотреть комплексно на рождаемость населения, о чем точно так же в СМИ публикуют разные эксперты. Здесь комплекс вопросов, связанных и с ростом населения, и с завозом автотранспортных средств. Надо учитывать последнее мероприятие, связанное с легализацией автотранспортных средств, которое проведено было в рамках поручения главы государства. Надо учитывать, что основной парк, большинство преобладающее, это были автотранспортные средства с большим сроком службы, которые значительно повлияли на данную статистику. Но в целом мы видим по ситуации в стране: на самом деле автопарк новый. Хотя представители заявители периодически выкладывают видео со старым автопарком, но если так, в общем, мы все живем в этом обществе, вы видите, что в основном преобладает и в Алматы, и в других городах, и в районных центрах также активно развивается и обновляется парк, и не только автомобильного транспорта. Мы и работу проводим по сельхозтехнике по обновлению, об этом точно так же на заседании комиссии коллеги объясняли, — отметил Сапарбеков.
То есть, по его словам, на самом деле, если брать статистику, с 2015 года они анализировали, если в 2015 году порядка 3000 единиц сельхозтехники было обновлено, то в прошлом году закрылось более 7000. То есть это более чем в два раза обновился сельхозпарк, как отметил Сапарбеков. Это способствовало и развитию. Выделение средств, опять же средства на обновление парка. Данная мера способствовала развитию производства. Развитие производства подразумевает сервис. Сервис подразумевает своевременные запчасти. Здесь надо комплексно рассматривать данный вопрос, еще раз отметил он.