Вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев сегодня рассказал подробности про утилизационный сбор — будут ли повышать ставки, как он работает и отменят ли утильсбор, передает Bizmedia.kz.

Журналисты отметили, что в Казахстане нет утилизации автомобильных отходов как таковой. Его попросили объяснить, у нас утилизация есть или всё-таки её нет в автомобильной сфере.
Однозначно ответить нельзя, есть она или нет. На сегодняшний день утилизация у нас отдана конкурентной среде. Как вы знаете из истории частных операторов, было две компании, два завода по утилизации и переработке автотранспорта и сельскохозяйственной техники, — начал он.
По его словам, в результате судебных разбирательств, которые были инициированы, эти заводы оказались в сложной ситуации. Но на сегодняшний день министерство готовит нормативно-правовой акт, чтобы упорядочить процедуру утилизации автотранспорта и сельскохозяйственной техники в конкурентной среде. То есть, по его словам, не будет такого подхода, что есть два или три определённых завода, которые имеют право только этим заниматься.

По факту, на сегодняшний день утилизацией автотранспорта может заниматься практически любое частное лицо, которое имеет минимальные критерии для переработки: определённый участок земли, небольшой цех, где будет разбираться автомобиль. Соответствующие компоненты будут складываться в отдельные контейнеры: пластиковые изделия, шины и другие материалы, металл — в другое место, — говорит Алиев.
Он отметил, что сейчас ведомство готовит такой нормативно-правовой акт, он уже почти на выходе, на согласовании с государственными органами. Делается это для того, чтобы понять, во-первых, с точки зрения статистики, а потом с точки зрения получения субсидий через Жасыл даму. Утилизация автотранспорта предполагает субсидирование. Чтобы понять, сколько и кому за что платить, сейчас этот нормативный акт вводится.
На сегодняшний день все утилизационные сборы не только с автотранспорта, но и с других товаров и материалов по экологическому кодексу, собираются в Жасыл даму. Эти финансы распределяются согласно экологическому кодексу по 14 направлениям, которые закладывают финансирование через Жаслудану. Эти направления имеют одну цель — улучшение окружающей среды, в том числе субсидирование экологичного автотранспорта, — отметил он.
Он заверил, что также прошёл большой пул работ по решению вопросов с твёрдыми бытовыми отходами. Утилизация автомобильного транспорта тоже предусмотрена финансированием. Однако точного количества частных предприятий, занимающихся утилизацией, на сегодняшний день нет. Поэтому они и готовят нормативный акт, который будет регулировать этот вопрос.
Еще раз хочу отметить, что делаем это не для того, чтобы ограничить конкурентную среду, а чтобы упорядочить процесс. В конечном итоге за любые виды платежей есть ответственность. Министерство экологии и Жасыл даму не могут просто платить любому заявившему, что он занимается утилизацией автотранспорта. В этом есть критерии. Когда эти критерии будут соблюдены, они зайдут в информационную систему, зарегистрируются, докажут нам, что действительно принимают автомобили и занимаются утилизацией. Тогда от них пойдет заявка на субсидирование, — заверил Алиев.
Журналисты спросили, «то есть утильсбор не отменят?»
Ну, на сегодняшний день, с точки зрения, например, Министерства экологии, нельзя рассматривать утильсбор как нагрузку только на автовладельцев. Утиль-сбор распространяется практически на любую сферу деятельности. Приведу простой пример, чтобы было понятно. Большая компания Coca-Cola завозит продукты, газированные напитки. Вся тара, начиная с наружной упаковки и заканчивая пластиковыми бутылками, подлежит оплате утильсбора, — отмечает Алиев.
По его словам, сегодня сложилась такая ситуация, что утильсбор касается только владельцев автомобилей. На самом деле, по его словам, это не так.
Его попросили уточнить, что происходит с металлом после разборки автомобиля? Будет ли он поставляться на металлургические заводы, спросили журналисты?
Еще раз подчеркну, это конкурентная среда. Завтра утилизатор, принимающий авто, утилизирует его, разбирает пластиковые компоненты в одну сторону, металл в другую. Дальнейшая судьба этого металлолома — это уже его гражданско-правовые отношения. Он будет сдавать металл на какой-то металлургический комбинат как лом цветных или черных металлов. Либо он будет распоряжаться им по-другому, — уверил Алиев.
Также он отметил, что на сегодняшний день нет заключенных договоров, потому что приказ о выполнении этой процедуры находится у них на рассмотрении.
Будет ли возможно ожидание повышения коэффициента по утильсбору, продолжали журналисты?
На сегодняшний день вопросов о повышении коэффициентов не стоит. Есть методика, по которой ученые установили ставки, и по ней мы работаем. На данный момент Министерство экологии не рассматривает предложения по изменению коэффициентов, — подытожил Алиев.