Пару дней назад стало известно, что Минздрав неожиданно решил сократить бюджет на лечение рака на 20% с 1 мая 2024 года. Об этом заявил депутат Асхат Аймагамбетов, раскритиковав министерство за то, что такое важное решение приняли за закрытыми дверями и без обсуждения.
Это вызвало негатив в обществе, но сегодня Министерство здравоохранения сделало заявление по этому поводу. Детали узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Заявление Минздрава
Снижение тарифов на лечение в онкологических стационарах не повлияет на доступность и качество медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями. Все стандарты и протоколы будут строго соблюдаться, включая обеспечение необходимыми лекарствами, заявили в ведомстве.
Решение снизить тарифы поможет сократить ненужные расходы из республиканского бюджета, повысить эффективность работы онкологической службы и лучше использовать выделенные деньги.
В этом году будут продолжены усилия по улучшению организации и финансирования онкологической службы в рамках государственной политики. Главное внимание будет уделено нуждам и интересам граждан и пациентов.
Министерство здравоохранения также запустило работу республиканского call-центра с номером 8 (7172) 570 950, где можно оставить обращения по вопросам доступности и качества онкологической помощи, в том числе сообщить о случаях отказа в лечении и помощи.
Перезагрузка онкологической службы
Также в Минздраве сообщили, что снижение тарифов — это первый этап перезагрузки онкологической службы. В ведомстве говорят, что за прошлый год более 30 млрд тенге, предназначенных для лечения пациентов, остались на счетах медицинских организаций в банках, несмотря на отчеты о полном выполнении всех медицинских услуг по стандартам.
Цель Министерства здравоохранения — сделать медицинскую помощь доступной и качественной для всех граждан. Каждая копейка важна, поэтому сейчас принимаются меры для более эффективного использования бюджета.
Приняты меры, чтобы избежать ненужных трат и привлечь к ответственности тех, кто неправильно использовал бюджетные деньги. Решение снизить тарифы — это первый шаг в обновлении онкологической службы.
Министерство здравоохранения объясняет, что тарифы не включают прибыль, покрытие старых долгов, расходы на покупку оборудования и капитальный ремонт. Эти вещи оплачиваются отдельно, в основном за счет местных бюджетов.
Начали пересматривать тарифы на услуги онкологии, основываясь на реальных затратах. Новые тарифы введут с 1 января 2025 года.
Кроме того, отмечается, что усиливается контроль за соблюдением стандартов и улучшается мониторинг качества медицинской помощи. Совершенствуется система учета лекарств в медицинских информационных системах, принимаются меры для прозрачного учета всех пролеченных случаев, включая форматно-логический контроль (ФЛК) для каждого типа лечения.
Все эти работы проводятся по плану согласно принятым решениям для улучшения онкологической службы и будут завершены до 1 декабря 2024 года, заключили в Минздраве.
Также стоит отметить, что сегодня в Национальном научном онкологическом центре должны были встретиться депутаты, сотрудники института онкологии и министр здравоохранения, но министр здравоохранения Акмарал Альназарова не пришла. Вместо нее пришёл ее заместитель Тимур Султангазиев.
Комментарий главного онколога Казахстана
Главный онколог Казахстана и председатель правления КазНИИ онкологии и радиологии Диляра Кайдарова прокомментировала сокращение финансирования онкологической помощи на 20%.
«Мы сейчас попросили пересмотреть эти тарифы и подойти персонализировано к каждому из них. В местах, где снижение невозможно, его не следует применять, так как некоторые препараты являются дорогостоящими и могут стоить около 3 миллионов, что не покрывается страховкой.
Поэтому мы создали рабочую группу, которая должна решить, какие тарифы можно снизить, а какие нельзя. Ни один онкопациент в этой ситуации не должен остаться без лечения. Мы будем это решать.
Есть направления по реабилитации для онкобольных и по паллиативной помощи. К тому же, должно быть усилено стримовое лечение. У нас фактически нет паллиативной помощи. Если возникают проблемы с лекарствами, например, перебои в поставках, мы не должны допускать, чтобы наши пациенты страдали», — сказала она.