В конце мая Международная организация по миграции (МОМ) опубликовала данные по миграционной мобильности в Казахстане на январь 2024 года. В частности они ответили, почему казахстанцы едут в Великобританию на сбор клубники и сколько они зарабатывают, передает Bizmedia.kz.
Отчёт охватывает трудовых мигрантов из Центральной Азии и казахстанцев, уезжающих за рубеж ради высоких зарплат. Исследование опровергает мнение, что казахстанцы стремятся работать в Европе.
Из числа эмигрантов (10,5 тыс. человек), 82% работают в России, второе место занимает Турция, третье — Германия. Большая часть эмигрантов — жители Костанайской области. Среди возвратных мигрантов (6 тыс. человек), 69,4% работали в РФ, 12,6% — в Узбекистане, 6,1% — в Южной Корее.
Матрица отслеживания мобильности МОМ основана на опросах мигрантов и данных НПО, оценивающих характер миграционных процессов. Данные МОМ совпадают с информацией Комитета по миграции МТСЗН РК: в прошлом году 194 тыс. казахстанцев находились в трудовой эмиграции, из них 84% — в России, 9,3% — в Европе.
Разница связана с миграционным законодательством ЕАЭС и ЕС, безвизовым режимом, общим рынком труда и знанием русского языка. Российские зарплаты ниже европейских, но здесь влияют другие факторы.
Чтобы работать в Европе, казахстанцам нужно преодолеть множество преград: оплатить визу, услуги рекрутинговых агентств, страховку, перелёт. И лучше знать язык страны.
Многие казахстанцы успешно трудятся за рубежом. В Великобритании работает 5 тыс. казахстанцев, благодаря увеличенным квотам на работу на фермах. В прошлом году численность сезонных работников из РК в Великобритании выросла на 87,6%, до 5 тыс. человек.
Сравнив условия работы в Европе и России, можно выделить две группы вакансий для казахстанцев в России: рабочие специальности с зарплатой 300–500 тыс. тг и высокооплачиваемую работу на Севере (около 1 млн тг). Расходы на трудоустройство минимальны: медосмотр и билеты.
В Европе доход может быть выше. Например, сборщик клубники в Великобритании зарабатывает от 737 тыс. до 1,3 млн тг в месяц. Но расходы на трудоустройство значительны: около 970 тыс. тг за услуги агентства и визу, плюс 200–270 тыс. тг за трансфер. Некоторые агентства обещают, что работодатель возместит часть расходов — документы и перелет.
Все данные по ценам на услуги получены от зарегистрированных в Казахстане агентств, помогающих эмигрантам. В случае проблем, менеджеры обязаны помочь. Однако, в соцсетях есть более выгодные, но ненадежные предложения: нет информации о компании, сайте, данных о руководителе. Казахстанцы часто становятся жертвами мошенников.
Специалисты МОМ считают трудоустройство барьером для безопасной эмиграции. На круглом столе в мае текущего года эксперты отметили, что казахстанцы платят большие суммы за посредничество при трудоустройстве в Великобританию.
Согласно аналитикам МОМ, 46% эмигрантов выезжают за границу, чтобы погасить кредит, закрыть ипотеку или улучшить материальное положение. 26% указали семейные проблемы, 19% — учебу, 6% — лечение.
Еще одна сторона
Сейчас казахстанцы ждут от жизни в Великобритании красоты. Они думают, что будет много денег, прекрасная жизнь и так далее. Но.
В Британии, однако, резко увеличилось и число нарушений местного законодательства нашими соотечественниками. Вместо работы на фермах, некоторые начали незаконно трудиться на стройках. Один из казахстанцев даже попал в тюрьму за изнасилование.
Ферма в 200 км от Лондона выращивает малину и клубнику, здесь трудятся более 40 граждан Казахстана. Еркебулан Кошенов и его жена прибыли на шесть месяцев для заработка. Великобритания привлекает рабочих из СНГ из-за нехватки местной рабочей силы после Brexit.
Власти требуют строгого соблюдения законодательства: рабочая виза на ферму действительна 6 месяцев. Некоторые казахстанцы, покинув фермы, начали работать в Лондоне нелегально. Посольство Казахстана оказывает правовую помощь, но призывает к соблюдению законов.
Два 2021 году на фермах Великобритании трудились около 400 казахстанцев, в 2022 году их число выросло до 2700. В 2023 — более 5 тыс. Ожидается и дальнейший рост.