Билеты на поезд не достать даже за месяц до поездки – сенатор Арман Утегулов рассказал о проблемах жителей Западного Казахстана, передает Bizmedia.kz.
Всем известно, что пассажирские железнодорожные перевозки в нашей стране осуществляют 1 национальная и 13 частных компаний. В настоящее время по республике доля пассажирских вагонов, срок эксплуатации которых превысил 25 лет, составляет 35.8%, — начал Утегулов.
По его словам, в 2023 году для реализации бюджетной программы субсидирования железнодорожных пассажирских перевозок по социально значимым межобластным маршрутам было выделено 49 миллиардов тенге, что позволило субсидировать 62 маршрута. Целью бюджетной программы является обновление парка вагонов на основе долгосрочного субсидирования перевозок, создание комфортных условий для лиц с ограниченными возможностями, улучшение сервиса внутри вагонов и стандартов обслуживания пассажиров.
Согласно статистическим данным, выручка компаний от пассажирских перевозок в 2023 году составила более 20 миллиардов тенге, из которых 108 миллиардов тенге принадлежат частным перевозчикам. Однако в отрасли всё ещё остаются нерешёнными накопившиеся за годы проблемы, такие как недостаточное развитие железнодорожной инфраструктуры, износ и дефицит парка вагонов, низкий уровень автоматизации технологических процессов, — отметил Утегулов.
Он считает, что компании, осуществляющие пассажирские перевозки, не выполняют свои обязанности должным образом. Например, большинство пассажирских вагонов в Уральском железнодорожном отделении были выпущены в 1980-е годы.
В настоящее время компания «Сарыарка» выиграла конкурс на осуществление пассажирских перевозок по маршруту Уральск-Астана на 15 лет. Несмотря на получение значительных субсидий из республиканского бюджета, компания не выполняет свои обязательства в полной мере. Особенно в летний сезон возникает дефицит билетов, что вызывает частые жалобы пассажиров. Ответственная компания не в состоянии предоставить дополнительные вагоны и приобрести новые, — говорит сенатор.
Он отмечает, что в результате простые люди, не имея средств на авиабилеты, не могут найти железнодорожные билеты. Например, на маршруты Уральск-Астана-Алматы билеты отсутствуют более чем за месяц до поездки. Кроме того, поезд «Тальго», запущенный несколько лет назад, был снят из-за того, что его эксплуатация оказалась убыточной.
Местное население вынуждено использовать личный транспорт и такси для поездок в Астану, Актобе и другие города из-за дефицита билетов на железнодорожный транспорт и сокращения числа авиарейсов. Согласно официальным данным на сайте Министерства транспорта Республики Казахстан, для улучшения качества обслуживания в этом году планируется приобрести 140 новых пассажирских вагонов. Однако в этом списке нет ни одного вагона для маршрута Уральск-Астана. Кроме того, проблема задержки поездов стала нормой, — говорит Утегулов.
Пассажиры уже не удивляются задержкам поездов на час. Эти задержки происходят систематически. В первые 7 месяцев 2023 года железные дороги Казахстана выплатили пассажирам компенсации в размере 20 миллионов тенге за задержки поездов.
Для возврата средств пассажирам необходимо обратиться в кассу, оформить все необходимые документы, что требует времени и усилий. Многие пассажиры отказываются от этого из-за нехватки времени и бюрократических процедур. В то время как соседние страны инвестируют в железнодорожные проекты, развивают туризм и запускают высокоскоростные поезда, мы не можем обеспечить качественное обслуживание даже на внутриобластных маршрутах, — отмечает он.
Учитывая вышеизложенное, сенатор предложил рассмотреть следующие вопросы:
- Вернуть компанию «Сарыарка» по пассажирским перевозкам в Уральске в государственную собственность.
- Направить новые вагоны из 140, выделенных по республике, на маршрут Уральск-Астана.
- В летний период, с июня по сентябрь, добавить дополнительные вагоны на маршруты с увеличенным пассажиропотоком.
- Автоматизировать процесс компенсации за задержку поездов и увеличить её размер, что повысит ответственность и уменьшит необоснованные задержки.