Агентством совместно с Министерством туризма и спорта проведён внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта, в результате которого выявлены риски нерациональных трат и хищений государственных средств, сообщает Bizmedia.kz.
На центральном уровне анализ проводился в Министерстве туризма и спорта, на региональном уровне в областных управлениях спорта и физической культуры.
С 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в 2 раза и составил 1,4 трлн тенге. На следующие 3 года запланировано выделение ещё 1,3 трлн тенге. Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из самых коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar).
Анализ показал, что текущую ситуацию усугубляют несколько факторов, приводящих к неэффективному расходованию госсредств:
1) Дисбаланс между финансированием спорта «высших достижений» и «массового» спорта (бюджет спорта высших достижений в 9 раз больше (340 млрд тенге), чем массового спорта (35 млрд тенге). В профессиональном спорте созданы условия для непрозрачных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована и зависит от потребностей населения. В спорте высших достижений стала нормой натурализация иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) вернулся на родину;
2) Бесконтрольное и непрозрачное освоение финансов спортивными организациями (фиктивные учебно-тренировочные сборы, аренда спортивных помещений, закуп спортивной экипировки и инвентаря по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенная оплата труда и двойное финансирование).
3) Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Қазына» (выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, завышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в 5-звездочных отелях под видом тренировок и сомнительные агентские соглашения. За 6 лет (2018-2023 гг.) на финансирование 4 профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств АО «Самрук-Қазына» (ФК «Астана» — 50,1 млрд, ХК «Барыс» — 48,8 млрд, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» — 31,5 млрд, БК «Астана» — 8 млрд).
4) Неэффективное управление спортивными сооружениями (за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов и аренду спортсооружений);
5) Мнимая реализация государственно-частного партнёрства (под предлогом эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций);
6) Отсутствие цифровизации спортивных процессов (разработка Национальной цифровой платформы Е-sport, запланированной к внедрению в 2020 году, не велась. Профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведёт единый учёт спортсооружений, секций и тренеров).
Внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, часто не доходят до целей, и Казахстан отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран (несоответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, неотремонтированные залы ДЮСШ и т.д.). Причинами этого являются размытые ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте.
Агентством Министерства туризма и спорта предложены меры по улучшению финансирования спорта, требующие согласования государственных органов и внесения изменений в законодательство. Среди рекомендаций: установление приоритетов развития спорта; ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности; обеспечение общественного контроля всех средств, включая UEFA и FIFA; централизация финансирования спорта; ратификация международных стандартов о злоупотреблениях в спорте; ограничение закупок из одного источника под предлогом срочности соревнований; ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; создание открытой цифровой платформы для прозрачности расходования средств.
Исполнение рекомендаций находится на контроле.
Ранее Антикор уже выявлял нарушения в сфере строительства, социальной сфере и в области спорта. 25 апреля Актауский суд приговорил руководителя областного управления строительства Манкешову А. и представителя ТОО «Аско Сервис Шетпе» Аташова А. за взятку в 5 млн тенге за подписание актов технадзора школ. Манкешова получила 3,5 года, Аташов — 2 года тюрьмы с запретом на госдолжности. Приговор не вступил в силу.
Коррупция также пресекается при распределении бюджета для социально уязвимых слоев населения. В Жетысу идет расследование против руководителя отдела Комитета труда за взятки от инвалидов за присвоение статуса. Подозреваемого поместили под домашний арест с электронным браслетом. Расследование продолжается. По закону информация ограничена и каждый считается невиновным, пока его вина не доказана в суде.