Во втором чтении депутаты одобрили поправки к закону «О теплоэнергетике», усиливающие государственный контроль в сфере энергетики и теплоэнергетики, передает Bizmedia.kz.
В целях устранения неэффективных посредников из структуры рынка электроэнергии предложено передать функции энергоснабжающих компаний региональным электросетевым операторам. Возврат к регулированию цен обеспечит прозрачность тарифообразования, устранит спекуляции на рынке, поможет отказаться от дифференцированных тарифов и предотвратит социальную напряженность.
Для решения проблемы дефицита электроэнергии в пиковые часы депутаты приняли предложения по улучшению тендерных процедур для строительства новых мощностей, чтобы сделать рынок электроэнергетики более привлекательным для инвесторов.
Также были внесены поправки, направленные на улучшение тендеров для отбора инвесторов и внедрение механизмов поддержки зеленой энергетики.
Укрепление государственного контроля в сфере теплоэнергетики
Депутаты Мажилиса приняли новый закон «О теплоэнергетике», а также внесли ряд сопутствующих поправок. Это первый специализированный закон в данной области в Казахстане.
Законодательный акт устанавливает принципы регулирования и управления в теплоэнергетике, в том числе обеспечение ее устойчивого и опережающего развития по плановым документам. Также он определяет функции и полномочия Правительства, уполномоченных органов, государственных и местных исполнительных и представительных структур в сфере теплоэнергетики, а также права и обязанности поставщиков тепла и потребителей тепловой энергии.
Ко второму чтению в закон были внесены поправки, усиливающие государственный контроль в теплоэнергетике. Для этого предусмотрены дистанционный мониторинг, плановые и внеплановые проверки, а также проведение расследований. Также уточнены права и обязанности должностных лиц органов контроля и контролируемых субъектов.
Закон также обязывает поставщиков тепла информировать владельцев теплоэнергетического оборудования и других заинтересованных лиц о необходимости его ремонта, реконструкции, модернизации или замены своевременно.
Кроме того, депутаты внедрили новые нормы, касающиеся получения паспорта готовности, госрегулирования тарифов на производство, транспортировку и реализацию тепловой энергии и других аспектов.
Доклад председателя Комитета по вопросам экологии и природопользования Едила Жангбыршина по законопроекту о теплоэнергетике.
До настоящего времени теплоэнергетика не рассматривалась как отдельная отрасль из-за отсутствия единого ответственного органа и соответствующего налогового законодательства. В связи с этим возникло несколько системных проблем. В частности, в энергетике основной акцент делался на электрическую энергию, в то время как теплоэнергетика оставалась в тени и не получала должного внимания.
Не была сформирована необходимая нормативно-правовая база. Взаимоотношения между субъектами теплоснабжения и потребителями не урегулированы должным образом. Не было инструментов для мониторинга и планирования состояния отрасли. Ответственность должностных лиц в сфере теплоснабжения не была четко определена и т.д.
Такие проблемы привели к значительному износу тепловых сетей, теплоэлектроцентралей и районных котельных. Например, износ 13 000 километров тепловых сетей в стране составляет 53%, а средний износ теплоэлектроцентралей — 80%. В некоторых случаях, например, износ теплоэлектроцентрали в Аркалыке составляет 90%, в Уральске — 87,5%, в Балхаше — 80%.
Рассматриваемые законопроекты направлены на устранение всех вышеупомянутых системных проблем посредством комплексных мер.
Коллеги, самое главное, теплоэнергетика закреплена в законе как отдельная отрасль. После первого чтения законопроектов в рабочей группе были рассмотрены важные нормы.
Во-первых, были приняты новые термины и определения в области энергетики, что введено в правовой оборот. Правильность и точность терминов и определений очень важны для права и законодательной науки.
Во-вторых, в соответствии с новым законом о теплоэнергетике, государственная политика в области производства и транспортировки тепла передается Министерству энергетики.
Политика потребления тепла остается за Министерством индустрии и строительного производства, а тарифная политика — за Министерством национальной экономики. Местные органы власти будут заниматься подготовкой и контролем за теплоснабжением на местах.
Например, акиматы будут разрабатывать и утверждать схемы развития теплоснабжения, согласовывать плановые ремонтные работы котельных и тепловых сетей, а также осуществлять мониторинг состояния теплоснабжения. Они будут отчитываться перед соответствующими государственными органами о надежном обеспечении теплом региона, выдавать паспорта готовности к отопительному сезону и т.д.
Президент поручил усилить государственный контроль и надзор в сфере теплоэнергетики. Действующий Предпринимательский Кодекс ограничивает контрольные полномочия государственных органов. В стремлении сократить количество проверок предпринимателей, государство ослабило надзор, что непосредственно влияет на жизнь и здоровье людей, особенно детей. Разумеется, поддержку предпринимателей нужно продолжать, но бизнес также должен выполнять свои обязанности на должном уровне, особенно в стратегически важных отраслях, таких как энергетика.
В законопроекте закреплены нормы государственного контроля в сфере теплоэнергетики. В соответствии с этими нормами, государственный орган по энергетическому надзору и контролю, а также местные исполнительные органы будут осуществлять мониторинг и проверки выполнения требований законодательства Республики Казахстан в сфере тепла и энергетики. Они будут проводить дистанционный мониторинг и проверки, а также расследования в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан и этим законом.
Примеры включают своевременное выполнение ремонтных и восстановительных работ на объектах теплоэнергетики, подготовку к отопительному сезону, обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, проверку знаний персонала и т.д. Контролирующие органы будут проводить плановые и внеплановые проверки. Также будет осуществляться производственный контроль на объектах производства и транспортировки тепла, направленный на обеспечение энергетической безопасности и предотвращение чрезвычайных ситуаций.
Четвертым важным моментом является разработка и утверждение схемы развития теплоснабжения, которая позволит системно обеспечить теплоснабжение населения в регионах.
Этот документ будет включать не только технологические параметры, но и экономические показатели. Определяются права и обязанности руководителей объектов теплоэнергетики. Ещё одно важное нововведение: теперь производители тепловой энергии обязаны уведомить соответствующие государственные органы за 5 лет, если они хотят прекратить свою деятельность. Это, в свою очередь, позволит своевременно строить новые источники тепла или обновлять старое оборудование.
Также, в случае сбоев в технологическом процессе теплоснабжения, если в работе теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей возникнут проблемы, потребители могут требовать возмещения убытков. В сопутствующем законопроекте, касающемся вопросов тепла и электроэнергии, были приняты несколько новых концептуальных норм. Самое важное — это принятие нормы, которая прекращает деятельность посредников, необоснованно обогащающихся за счет потребителей электричества на протяжении десятков лет.
Многомесячные дебаты между депутатами и министерствами завершились в пользу депутатов Мажилиса. Спикер Ерлан Жаканулы, премьер-министр и президент оказали значительную поддержку в принятии этой нормы. Их вклад значителен. Главное, что выполнено поручение президента по регулированию посредников на энергетическом рынке.
Теперь на компании по обеспечению электроснабжения будут наложены строгие квалификационные требования, а их тарифы будут регулироваться государством. Поздравляю коллег с победой.
В будущем в западных регионах, особенно в Мангистау, будет реализован новый проект зеленой энергетики для стабильного электроснабжения нефтедобывающих предприятий. В связи с этим вводится новое понятие «гибридная группа» в области электроэнергетики, что позволит работать напрямую между производителем и потребителем.
Еще одна важная норма — это предоставление производственным предприятиям возможности в первую очередь покупать зеленую энергию, произведенную в стране. Это позволит сократить углеродный налог на выпускаемую продукцию в будущем и повысить конкурентоспособность отечественных экспортных товаров на мировом рынке.
Кроме того, в энергетическом секторе будет внедрена единая цифровая платформа. Эта платформа позволит анализировать услуги во всей отрасли и принимать эффективные решения, что в свою очередь повысит энергетическую безопасность страны.
В ходе работы над сопутствующим законопроектом депутаты внесли следующие поправки: регулирование работы балансирующего рынка электроэнергии для предотвращения спекуляций со стороны субъектов рынка; уточнение и дополнение функций системного оператора; совершенствование механизмов регулирования естественных монополий. В Административный кодекс внесены изменения, предусматривающие ответственность руководителей субъектов теплоснабжения за недочеты при подготовке к отопительному сезону, несоблюдение правил эксплуатации энергетических объектов и нормативных запасов топлива. Также предусмотрены штрафы для лиц, незаконно подключившихся к тепловым сетям.
В целом, новый закон о теплоэнергетике и сопутствующие законы поднимут общественные отношения в сфере тепла и электроэнергии на новый уровень и будут способствовать системному развитию отрасли. Также в ходе обсуждений рабочей группы были уточнены и улучшены некоторые нормы законопроектов редакционно. Тексты законопроектов приведены в соответствие с принципами законодательной техники и нормотворческой практики.
Было проведено более 500 поправок в ходе презентации законопроектов и заседаний рабочей группы с участием заинтересованных министерств, ведомств, неправительственных организаций и экспертов. Комитеты Парламента Мажилиса поддержали эти законопроекты.
Хочу поблагодарить депутатов, сотрудников государственных органов и комитета за их активную работу в рамках этих законопроектов.
На основании вышеизложенного Комитет по вопросам экологии и природопользования предлагает принять закон о теплоэнергетике и внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам тепло- и электроэнергетики, а также в Административный кодекс и направить их в Сенат Парламента Республики Казахстан.