В 2023 году казахстанский авторынок вырос на рекордные 60% за год. Причем более 70% рынка обеспечило внутреннее производство. Другой тенденцией стал резкий скачок на рынке количества автомобилей и брендов из Китая, анализирует Bizmedia.kz.
В целом цены на авто в Казахстане стабилизировались, дефицит новых машин исчез. Тем не менее вопрос о том, поборет ли производство Казахстана на авторынке импорт трудно назвать решенным.
Планов громадьё
Компании-производители автомобилей в Казахстане наращивают производство, но пока больше в проектах и планах.
По словам акима Костанайской области Кумара Аксакалова, в машиностроении расширяется линейка выпускаемых моделей легковых автомобилей. ТОО «СарыаркаАвтоПром» начало сборку 30 тыс. Chevrolet Onix в год. Цена проекта – 23 млрд тенге.
Также в области совместно с автоконцерном KIA началось строительство завода, объем инвестиций в который составляет 90 млрд тенге. В рамках проекта будет обеспечен выпуск 70 тыс. автомобилей в год.
Кроме того планируется строительство локализационного центра по производству автокомпонентов стоимостью 13 млрд тенге.
Выпуск бюджетных кроссоверов Skoda Kamiq начнется в Казахстане также на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром». Модель прошла процедуру обязательной сертификации, сообщали СМИ еще в середине марта.
Согласно сертификационным документам, новинка будет оснащаться трехцилиндровым 115-сильным турбомотором объемом 1 л. Тип трансмиссии неизвестен. На других рынках кроссоверы доступны с 6-ступенчатой механикой и 7-ступенчатым «преселективом». Привод только передний. Skoda Kamiq построена на платформе MQB A0, используемой Seat Arona и Volkswagen T-Cross.
Помимо Kamiq, на заводе, где уже производятся машины марок JAC, Chevrolet, Kia и Jetour, начнут выпускать кроссоверы Skoda Karoq и Kodiaq, лифтбэки Octavia и Superb.
Astana Motors ответила на запрос Bizmedia.kz о том, как продвигается сотрудничество компании с привлеченными китайскими брендами: Changan, Chery, Haval по организации производственной линейки к 2025 году сообщила, что ведет строительство мультибрендового завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan по производству легковых автомобилей компаний Chery, Great Wall Motor (GWM), которым принадлежат бренды Haval, Tank и Changan. Окончание строительства запланировано на февраль 2025 года, запуск производства — на I кв. 2025 года. Проектная мощность – 90 тыс. ед. в год. Площадь производства составит 209 тыс. кв.м. Общая стоимость проекта – 182 млрд тенге, из которых 30% — собственные средства компании, а 70% – заемные.
На предприятии предусмотрены три полуавтоматизированных цеха сварки и три линии сборки – по одной для каждого бренда. Цех окраски будет автоматизирован на 90% и один для всех брендов. Планируется поставлять 40% от объема выпускаемых автомобилей на внутренний рынок, а 60% — на экспорт.
Стройку регулярно посещают представители брендов Chery, GWM, Changan, поставщики и проектировщики оборудования. Высокотехнологичное оборудование на завод будет поставлять Automotive Engineering Corporation и другие компании — Siemens, ABB, Schneider, Omron и Fanuc.
Руководители брендов всегда на связи с компанией, проводятся регулярные официальные и рабочие встречи. Так в октябре 2023 года губернатор провинции Аньхой Ванг Чиньшен и председатель правления холдинга Chery Holding Group Инь Тонгё посетили стройплощадку автозавода в Алматы и заявили о содействии Китая углублению локализации автопрома в Казахстане.
В декабре 2023 года Astana Motors и китайская Chery Automobile Co. Ltd подписали меморандум о сотрудничестве. Тогда же было объявлено о создании автопромышленного парка для производства автокомпонентов в индустриальной зоне «Алматы».
На встрече в Пекине 24-25 апреля с основателем крупной частной автомобилестроительной компании GWM Вэй Цзяньцзюнь (Wei Jianjun) основатель Астана Моторс Нурлан Смагулов договорился о производстве на заводе внедорожника Tank.
«Мы договорились, что будем укреплять наше сотрудничество. В планах — производство модели Tank 300 на нашем новом мультибрендовом заводе, который сейчас строится в Алматы», — заявил Смагулов.
GWM в Казахстане представляет автомобили Haval, пикапы GWM, внедорожники Tank.
Минпромстрой уполномочен заявить
Регулятор нацелен также на развитие производства, но, как и положено, смотрит дальше и исключительно на отечественное производство, пусть и в сотрудничестве с иностранными компаниями.
Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев в ходе правчаса в мажилисе Казахстана заявил:
«Перед автопроизводителями стоят обязательства по увеличению доли мелкоузловой сборки (CKD — технологии сборки автомобилей и сельхозтехники, при которой ТС собирается из отдельных деталей и подузлов, привезённых от изготовителя, с выполнением в месте производства ряда операций, например, сварки, окраски) до 50% к 2027 году от общего объема производства. Уже в 2024 году Казахстан должен достичь порядка 20%, в следующем году – 30%, в 2026 году – 40%».
Параллельно прорабатываются проекты по развитию автокомпонентной базы на площадках малых промышленных зон в Костанае и Алматы. Есть производство сидений, строится мультибрендовый завод по производству китайских автомобилей, планируется ввод в эксплуатацию предприятий по производству пластиковых деталей и мультимедиасистем для ТС, подтвердил Шарлапаев новости и планы ТОО «СарыаркаАвтоПром» и ГК «Astana Motors».
По данным министра, с 1 января 2026 года техоперации по сварке и окраске будут освоены в каждом производимом бренде автомобилей в Казахстане. К 2027 году методом мелкоузловой сборки планируется выпустить порядка 200 тыс. ед. автомобилей.
Мнения экспертов близки
Эксперты Bizmedia.kz не считают задачу роста доли мелкоузловой сборки невыполнимой, хотя и предполагают, что дополнительные инвестиции в основные средства или модернизацию производственных площадок могут понадобится.
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов подтверждает, что Минпромстрой РК инициировало изменения в Правила и условия заключения, а также основания для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств (СОПС) с юрлицами Казахстана и его типовой формы.
«В рамках изменения СОПС от 19 марта 2024 года перед производителями автотранспорта поставлена задача достичь показателя по объему производства транспортных средств (ТС) с применением операций по сварке и окраске к концу 2027 года не менее 50% для легковых автомобилей и автобусов и не менее 35% для седельных тягачей, ТС спецназначения, грузовых автомобилей. Уже в текущем году обязательства по увеличению доли мелкоузловой сборки (CKD) должны достичь порядка 20%», — говорит Жаркенов.
Измененный подход по предъявлению требований к производителям позволяет постепенно углублять долю мелкоузлового производства. Это будет способствовать углублению технологических операций производителей, развитию компонентной базы в РК, что в свою очередь простимулирует создание новых производств автокомпонентов, рост числа новых рабочих мест, полагает эксперт.
Производители ТС оценят возможности по наращиванию объемов производства мелкоузловой сборки и в случае необходимости привлекут дополнительные инвестиции в основные средства или модернизацию производственных площадок. Необходимые средства для реализации у каждого завода индивидуальны и зависят от масштабов проекта, способов реализации мер и других факторов, считает Жаркенов.
Генеральный директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР) Артур Мискарян сказал, отвечая на вопрос Bizmedia.kz о том, получится ли в Казахстане нарастить долю мелкоузловой сборки (CKD) до 50% от общего объема производства к 2027 году, что «машиностроительная отрасль в целом и автопром Казахстана в частности демонстрируют стабильный рост в последние годы, обусловленной ростом спроса и последовательной позиции регулятора, который считает, что потребности внутреннего рынка в большей части должны удовлетворяться не импортом продукции из других стран, а производством внутри страны».
В таких условиях бизнес может готовить, по мнению эксперта, кадры, строить предприятия и наращивать производственные мощности. Кроме того на растущем рынке возникает возможность для налаживания большего количества технических операций и увеличения доли местного содержания в конечной стоимости продукта.
Именно поэтому планы по последовательному увеличению доли продукции, выпускаемой по технологии CKD, по мнению эксперта, понятны и обоснованы. В принципе, на примере автобусной, сельскохозяйственной и спецтехники, казахстанские предприятия продемонстрировали возможность расширения освоенных техопераций.
«В I кв. 2024 года казахстанские предприятия в совокупности выпустили 33 тыс. ед. техники, большая часть из которой – легковые автомобили (+5%) в сравнении с I кв. 2023 года», — добавляет Мискарян.
Мелкоузловая сборка по уровню сложности техопераций «спускается» от сварки и окраски кузова и далее по нарастающей, вплоть до литья элементов трансмиссиии двигателя, пояснил Мискарян.