Депутат Мажилиса Аскар Садыков высказался о нормах нового законопроекта по декриминализации экономических правонарушений, сообщает корреспондент Bizmedia.kz.
Мажилисмен спросил у заместителя главы АФМ, попадут ли под декриминализирующиеся статьи беглые банкиры и их заместители.
«В нашей стране очень много беглых банкиров и их заместителей, которые сами себе кредиты выдали, то есть вывели эти активы из банков. Как в данном случае мы будем применять? Будем их декриминализировать? Ведь все банки как опустошаются: сами себе выдают кредиты и, естественно, их все потом выводят за пределы республики», — отметил мажилисмен Аскар Садыков.
Отвечая на вопрос депутата, заместитель председателя Агентства Казахстана по финансовому мониторингу Женис Елемесов заявил, что на практике встречаются случаи, когда собственники банков или топ-менеджеры выдают кредиты своим же аффилированным компаниям. Но для них предусмотрена уголовная ответственность по другим статьям, не попадающим под декриминализацию.
«За незаконную выдачу или же за злоупотребление своим положением в финансовой организации — это статья 251 Уголовного кодекса. Более того, если незаконные действия были совершены с целью присвоить и не вернуть вообще эти кредиты, то в этом случае привлекаются к уголовной ответственности по факту мошенничества или же хищения и растраты вверенного имущества. Поэтому здесь в принципе они от уголовной ответственности не будут уходить», — рассказал Женис Елемесов.
По его словам статья 219, которую хотят декриминализировать, касается только тех, кто предоставил искаженные данные о своей хозяйственной деятельности или о залоговом имуществе.
«То есть, получив кредиты, они не преследовали цель не возвращать их, у них изначально цель была потратить по целевому назначению, но по каким-то обстоятельствам сработали какие-то бизнес-риски, и они не смогли эти деньги вернуть. Но при получении кредита они исказили данные касательно хозяйственной финансовой деятельности, в этом случае они привлекались к уголовной ответственности. Теперь же законопроектом предлагается декриминализировать это. А в случае, когда люди получают кредиты и изначально имеют умысел на присвоение этих денег и не возврат, то в этом случае они будут привлекаться к уголовной ответственности по статье 190, то есть мошенничество. Если же их действия были совершены в сговоре с тем, кто выдает по предварительному сговору, то здесь будут привлекаться по статье 189, то есть хищение денег по предварительному сговору», — разъяснил заместитель председателя АФМ Женис Елемесов.
Ранее член Мажилиса Ермурат Бапи выразил обеспокоенность по поводу потенциальных негативных последствий нового закона о декриминализации некоторых экономических преступлений.
В предложенном законе предлагается исключить две статьи из Уголовного кодекса, что, по мнению Бапи, может вызвать недопонимание среди населения Казахстана.
«Закон по заданию Президента, но, как я уже говорил, общество его не примет. Декриминализация экономических преступлений вызывает вопросы. Непонимание общества направлено против нас, и в итоге поддержка останется у нескольких депутатов», — выразил свою озабоченность Бапи.
Он подчеркнул, что критика на депутатов после обсуждений — это нормально, и предложил больше использовать платформы вроде YouTube и Facebook для объяснения сути законов.
«Важно провести разъяснительные мероприятия по декриминализации. Мы должны объяснить обществу цели закона», — заключил он.
Инициаторы изменений предложили исключить из Уголовного кодекса статьи 219 и 241, перенеся ответственность за некоторые экономические нарушения в Административный кодекс. При этом Абзал Куспан отметил, что за действия, рассматриваемые как нелегальное присвоение кредитов, уже существует норма, а декриминализация статьи 241 обусловлена мягче наказанием по сравнению с административными санкциями.