Когда-то Генри Форд сделал владение автомобилем доступным для широких масс, выпустив экономичную и массовую модель T. Илон Маск также обещал сделать подобное, но уже с электромобилями. Тогда он анонсировал Tesla по цене в 25 000 долларов, передает Bizmedia.kz.
Однако, как теперь сообщает Reuters со ссылкой на источники, Маск откладывает планы по выпуску доступных Tesla в пользу развития автономных роботакси. Маск в ответ заявил на своей платформе X.com, что «Reuters снова распространяет ложь», не уточнив, в чем именно заключаются неточности.
Неопределенность в планах Tesla и задержки в разработке электромобилей у конкурентов ставят перед сложным выбором как потенциальных покупателей электромобилей, так и разработчиков экологической политики в администрации Байдена.
«Ключевым фактором перехода на электромобили является доступность большего количества моделей в различных сегментах рынка и ценовых категориях», — отмечает Питер Слоуик, директор по пассажирским автомобилям в США в Международном совете по чистому транспорту, некоммерческой исследовательской организации.
Tesla и Маск пока не прокомментировали ситуацию.
В Соединенных Штатах цены на новые электромобили снижаются, однако они все еще примерно на 5 000 долларов выше средней стоимости нового автомобиля, составляющей 46 997 долларов по данным Cox Automotive.
В 2006 году Илон Маск поставил цель создать прибыльный автомобиль Tesla за 25 000 долларов, что составляет менее половины средней цены на электромобили.
Однако на рынке Tesla использовала свое преимущество в программном обеспечении и возможностях зарядки, чтобы устанавливать премиальные цены, пока конкуренция и снижение продаж не вынудили компанию сократить цены в прошлом году.
«Я всегда верил, что Tesla должна занимать верхний сегмент рынка», — говорит Гэри Силберг, руководитель глобальной автомобильной практики KPMG. «Посмотрите на Apple — они не производят телефоны по 100 долларов».
Это не означает, что на рынке нет доступных электромобилей.
Китайская компания BYD продает версию своего электромобиля Dolphin за 13 865 долларов, а модель Seagull предлагается по цене 9700 долларов в Китае, что дешевле многих автомобилей на бензине.
Несмотря на то, что самые дешевые китайские электромобили уступают по дальности пробега и функциям, востребованным на западных рынках, американские и европейские автопроизводители видят в них угрозу.
Китайские автомобильные производители активно расширяют свой экспорт и проникают на рынки Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, являющиеся ключевыми для Tesla и других известных автопроизводителей.
«Если вы не сможете эффективно конкурировать с китайскими компаниями на мировом уровне, вы рискуете потерять до 20-30% дохода», — подчеркнул генеральный директор Ford Джим Фарли на инвесторской конференции в феврале.
В январе Илон Маск выразил опасение, что китайские производители электромобилей могут «разгромить» западных конкурентов.
Ford запустил специальный проект под названием «skunk works» для разработки доступной EV-архитектуры. Команда этого проекта находится в Калифорнии, вдали от главного офиса Ford в Мичигане.
Президент США Джо Байден и кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп высказались за блокировку доступа китайских автомобилей на американский рынок. Байден предложил провести расследование, чтобы выяснить, представляют ли китайские машины угрозу безопасности.
Однако без доступа к более доступным электромобилям цели администрации Байдена по увеличению доли продаж электромобилей до более чем половины от всех продаж новых машин к 2030 году могут оказаться под вопросом.
«В настоящее время наша отрасль активно работает над тем, чтобы сделать электромобили более доступными», — заявил на форуме на прошлой неделе генеральный директор Stellantis Карлос Таварес.
Забота о доступности не мешала автопроизводителям на протяжении многих лет исключать из своих новых коллекций автомобили более низкого ценового сегмента.
В прошлом году автомобили с ценой менее 20 000 долларов составили лишь 0.4% от общего числа проданных автомобилей в США, в то время как пять лет назад этот показатель был на уровне 7%, согласно исследованию аналитика Edmunds.com Джессики Колдуэлл.
General Motors выпустила свой самый доступный электромобиль, Chevrolet Bolt, в прошлом году.
«Когда на рынке недорогих автомобилей представлено не так много конкурентоспособных моделей, вы начинаете сопереживать, если кто-то другой входит на этот рынок», — отметил Марк Уэйкфилд, со-глава автомобильного направления в консалтинговой компании AlixPartners.
В краткосрочной перспективе многие потребители смогут приобрести электромобиль за 25 000 долларов на рынке подержанных машин. Согласно данным Cox, в марте 2022 года Tesla Model 3 Long Range в среднем продавалась за 25 859 долларов.