На территории города Алматы экоинспекция в сотрудничестве с дорожной полицией и экологической прокуратурой, используя мобильные экологические лаборатории и три передвижных пункта, инициировала широкомасштабные инспекции по анализу чистоты и прозрачности выхлопов авто, передает Bizmedia.kz со ссылкой на пресс-службу акимата.
Эта инициатива направлена на исследование автомобильных выхлопов, основного источника загрязнения атмосферы в Алматы, на соответствие экостандартам. В рамках мониторинга проверяются автобусы, легковые и грузовые машины с целью выявления соответствия государственным требованиям по чистоте выхлопов, заданным в акиматовском постановлении №1/56 от 1 февраля 2023 года.
Использование газоанализаторов «АВТОТЕСТ-02.03» позволяет тщательно анализировать выхлопы бензиновых автомобилей на содержание множества вредных веществ, а для дизельных транспортных средств применяются измерители дымности МЕТА-01 МП 0.1(ЛТК,К).
Неукоснительное превышение разрешенных норм влечет за собой административные меры воздействия в соответствии с ст. 334 КоАП РК, санкции за которое начинаются с предупреждения и могут доходить до штрафа в 10 МРП для индивидов и 100 МРП для организаций, с удвоением пени за повторное нарушение в течение года.
За текущий отчетный период через 19 стационарных экопунктов, установленных вокруг города, пропущено 213 011 машин, из которых 206 492 с бензиновыми двигателями и 6 519 – с дизельными.
Из всего числа проведенных тестов, 15,4% машин не удовлетворяли нормам по чистоте выхлопа.
В 2023 году полиция города Алматы оформила примерно 26 тысяч административных материалов по различным статьям, включая 20 382 предупреждения и 5346 штрафов на общую сумму 207 414 000 тенге, из которых успешно взыскано около 145 272 765 тенге, что составляет 70% от начисленного.
Стоит отметить, что на недавней встрече в стенах сената Игорь Лепеха, занимающий должность вице-министра МВД, поднял вопрос о стационарных экологических контрольно-пропускных пунктах, расположенных на подъездах к Алматы.
«Данный метод контроля экологической обстановки в городе Алматы реализуется уже более пяти лет и не является экспериментальной мерой. Инициатива установки барьеров принадлежит городской администрации», — заявил Лепеха.
О планах по демонтажу этих контрольных пунктов в ближайшее время ведомства не сообщают.
«Суть в том, что каждый установленный экопост влечет за собой перераспределение сил, ответственных за поддержание общественного порядка. МВД с осторожностью относится к этому вопросу, однако после разговоров с администрацией Алматы, стало ясно, что с их точки зрения эти меры оказывают значительное влияние на экологическую ситуацию в городе и должны быть сохранены. Мы учли их позицию и согласились не убирать посты. В отношении других городов подобные инициативы от местных властей не поступали, но мы готовы рассмотреть их, если они появятся», — подытожил вице-министр.