Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) хочет минимизировать число посредников при поставке и продаже угля конечным потребителям, сообщает Bizmedia.kz.
Территориальные подразделения АЗРК завершили комплексный анализ состояния рыночных отношений в сегменте ретейла угольной продукции за период 2022 года и первое полугодие 2023 года. В данном контексте жители приобретают бытовой уголь через региональных операторов, которые владеют необходимой логистической инфраструктурой (например, железнодорожными тупиками, складами и пр.) на основе собственности или других законных претензий. Эти операторы, в свою очередь, закупают уголь либо непосредственно у производителей (угольные шахты), либо через трейдеров, специализирующихся на перепродаже без наличия собственных складов или ж/д тупиков.
До 2022 года ведущие производители бытового угля, такие как Каражыра и Шубарколь Комир, реализовывали свою продукцию через нерациональную цепочку посредников в количестве от 2 до 18, причем объемы продаж через таких посредников достигали до 97%. Трейдеры, в свою очередь, накладывали на уголь среднюю наценку в 40-45%, продавая его далее ретейлерам.
В связи с этим с 2021 года была инициирована реформа рынка, предусматривающая увеличение обязательного объема угля, предназначенного для продажи через биржевые торги непосредственно конечным реализаторам — угольным тупикам, с 10 до 50%, что позволяет удовлетворить потребности населения. Планируется дальнейшее увеличение этого показателя до 80%.
В 2024 году предполагается внедрение дополнительного пакета мер для улучшения механизма биржевых торгов углем, включая более строгие критерии для участия в торгах и доступа к ним. Кроме того, Агентство намерено анализировать ситуацию на оптовом рынке угля, чтобы выявить ключевых игроков и урегулировать условия продаж угля (вне биржи) с приоритетом для квалифицированных поставщиков.
Эти стратегии и меры будут способствовать стабилизации цен на уголь для бытовых нужд, минимизации посреднических структур и стимулированию роста числа поставщиков, а также усилению конкуренции на этом рынке.