Как подчеркнул депутат Арман Калыков, наша страна должна приложить все усилия, чтобы гарантировать, что эксплуатация наших ресурсов приносит заметную пользу для казахстанцев, способствует развитию инфраструктуры населенных пунктов и социальных объектов, а также создает рабочие места, передает Bizmedia.kz.
«Важно, чтобы задачи государственных органов включали не только предоставление права на недропользование, но и осуществление эффективного контроля за месторождениями и их рациональное использование в интересах граждан. Нынешний кодекс «О недрах и недропользовании» подтверждает, что недостаточно исследованные территории, не имеющие геологических данных о перспективности участка, не привлекают инвесторов, и лицензии на недропользование в основном выдаются только для уже известных месторождений и рудопроявлений, открытых до периода независимости Казахстана», — отметил он.
Прежде государство регулировало выдачу прав на недропользование через проведение аукционов, учитывая стратегические планы развития, однако в прошлом году была запущена программа управления государственным фондом недр, которая позволяет передавать в недропользование все ранее открытые месторождения и рудопроявления по принципу «кто первый пришел — тот первый забрал», продолжил Калыков.
«Ожидается, что в течение ближайших 3-5 лет будут исчерпаны все объекты, которые могут привлечь интерес инвесторов (месторождения и рудопроявления). Создание новых объектов интереса становится все более сложной задачей, поскольку большинство рентабельных для разработки месторождений уже открыто, а поиск новых месторождений представляет собой сложную задачу. Необходимо учесть, что от момента открытия месторождения до начала его промышленной эксплуатации может пройти около 10-15 лет. Все это происходит на фоне отказа от принципов экономически эффективного освоения всех типов ресурсов недр с использованием передовых технологий и современных экологических практик разработки месторождений», — считает он.
Государственные органы, ответственные за твердые полезные ископаемые, полностью отказались от регулирования отрасли, предоставив недра на откуп рынку, подчеркнул Калыков.
В нынешних условиях недропользователи находят выгодным подготовливать собственные отчеты, не основываясь на полности и комплексности изучения недр, ориентируясь на выборочное разработывание богатых участков в месторождениях. В прошлом, государство регулировало процесс разработки месторождения, включая в работу участки с большим и малым содержанием одновременно, тем самым гарантируя комплексное и рациональное использование недр. Однако теперь это понятие потеряло свою актуальность. Текущий подход к разработке запасов можно описать как варварский и хищнический. Этому способствует и отсутствие государственного контроля, который в данный момент основан только на данных отчетов, предоставляемых недропользователями самими по себе.
Стоит отметить, что в стране наблюдается бурное развитие бесконтрольного добычи полезных ископаемых, что может вызвать негативные последствия в будущем, предупредил представитель мажилиса.
Одним из определяющих факторов текущих проблем в геологии являются частые структурные изменения (13 реорганизаций) и перевод Комитета геологии из одного министерства в другое. В результате таких преобразований, система государственного управления недрами Казахстана стала разбросана между многими государственными органами. В связи с этим, для системного развития геологической отрасли целесообразно было бы создание отдельного государственного органа — министерства геологии и охраны недр. Это министерство будет разрабатывать государственные программы исследования недр на долгосрочную и текущую 3-5 летнюю перспективу, обеспечение восстановления минерально-сырьевой базы, что в свою очередь приведет к максимальному экономическому эффекту от государственно-частного партнерства в освоении ресурсов, подвел итог он.