Недавнее большое интервью президента К.Токаева затронуло практически все острые темы, обсуждаемые в обществе. И в том числе – тему Кантара, наверное, самую болезненную в эти январские дни, когда попытка государственного переворота поставила Казахстан на край пропасти в историческом, да и в физическом смысле. И поскольку эта драма разворачивалась прямо на глазах миллионов казахстанцев, у каждого из нас есть, чем дополнить сдержанное изложение главы государства.
Анализируя ту трагедию, Касым-Жомарт Кемелевич выделяет три волны развития событий: «Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангистауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации..
Вначале были митинги в Мангистауской области, которые нашли продолжение в других регионах. … переговоры для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений». Затем – «Начались первые столкновения во многих регионах страны», где заговорщики «через специально подготовленных людей потворствовали нагнетанию обстановки… Это была вторая волна.
Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды… Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами… по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей… бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом».
Говоря о первой волне, т.е. резком и неправомерном повышении цен на автогаз, нужно заметить, что возмущение людей доводилось до «точки кипения» не в один день и не вдруг. Фракция «Ак жол» в Мажилисе обращалась к правительству с депутатским запросом об этой проблеме еще 10 ноября 2021 г., т.е. за два месяца до того, как ситуация вышла из-под контроля.
В том запросе мы отмечали, что к депутатам поступают «обращения касательно дефицита автогазового топлива и резкого роста цен на него. Газ, который до этого стоил 50-60 тенге, за последнее время вырос до 120-150 тенге… Среди народа бытует мнение о том, что владельцы газа делают это искусственно» (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/partiya-ak-zhol-trebwet-reshit-deficit-nefteprodwktov-i-wglya-a-takzhe-vvesti-regwlirovanie-cen-v-etoj-sfere ).
Ещё ранее, в депутатском запросе от 6 октября 2021 г. фракция «Ак жол» отмечала, что резкий рост цен на ГСМ вызывает в обществе справедливые подозрения в спекулятивном характере таких колебаний, а также вопросы к антимонопольным органам. Мы требовали «разобраться, насколько этот скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией, а насколько — является результатом незаконных действий монополистов», а также «По итогам проверки нужно навести порядок, привлечь виновных к ответственности и стабилизировать цены на ГСМ» (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/depwtatskij-zapros-frakcii-ak-zhol-o-sitwacii-s-deficitom-diztopliva).
К сожалению, все сигналы депутатов, как и возмущение людей, были проигнорированы. Поэтому разделяю оценку президента о том, что даже первая волна событий, приведших к кровавому Кантару, была далеко не случайной. Вполне допускаю, что сигналы с мест и из парламента игнорировались определёнными чиновниками в госорганах и правоохранительных органах не только из-за халатности ответственных лиц, но и целенаправленно, для дальнейшего нагнетания обстановки. Параллельно, как и отметил президент по итогам следствия, велась провокационная работа среди граждан, с тем, чтобы перевести их справедливое возмущение в беспорядки. Но даже при этом на «раскачку» ситуации у организаторов переворота ушло два месяца, а в традиционно активном (и наиболее пострадавшем от повышения цен на газ) Мангыстау планы по переходу к кровопролитию вообще сорвались.
Возможно, поэтому насилие началось в других регионах под лозунгом «поддержки Мангыстау», хотя в самом Мангыстау митингующие воздержались от погромов. Эта нелогичность подтверждает искусственный, спровоцированный характер беспорядков, для которых был нужен только повод.
Но то, как легко и активно в эти акции подключилась молодёжь – показывает, что глубинной причиной беспорядков стала не столько несправедливость цены газа (которая ко второй волне была решена), а словами президента К.Токаева «многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества».
По поводу подготовки к госперевороту, следствие считает, что «подготовка началась примерно с середины 2021 года». У меня на этот счёт несколько иные соображения: так, в ходе предвыборной кампании осенью 2020 г. бывшая коммунистическая партия (срочно переименованная в «народную») вдруг стала активно заполняться сотрудниками силовых структур. В партийный список КНПК на те выборы «вошли ветераны элитных спецподразделений Комитета национальной безопасности, члены общества «URAN» — о чём гордо сообщалось в прессе.
При этом, само РОО «URAN» было зарегистрировано в июне 2019 года, через несколько дней после инаугурации президента К.Токаева (https://ia-centr.ru/experts/vyacheslav-shchekunskikh/uran-pridast-sil-byvshey-kompartii-kazakhstana/), что также довольно симптоматично.
Так может, начало подготовки переворота правильнее считать от этой даты?
В рамках предвыборной компании экс-коммунистов, это объединение даже устроило акцию «Красный автобус», где бывшие комитетчики разъезжали по стране и «строили» местных акимов и «решали проблемы», называя это «предупреждением действующей власти».
Роль руководства КНБ в событиях Кантара сегодня достаточно известна, оценку его действиям дал суд. Тем не менее, полагаю, что нужно изучить и попытку организованного проникновения их сотрудников (бывших чекистов не бывает) в парламент, возможно – для последующей легимитизации госпереворота. Даже если этот факт не связан с январскими событиями (в чём я лично не уверен), он заставляет задуматься, как исключить такую возможность в будущем.
В целом же, полностью разделяю мнение Касым-Жомарта Кемелевича о более глубоких социально-экономических и системных причинах Кантара, без которых демарш заговорщиков не мог стать таким массовым и кровавым. Говорю об этом не пост-фактум, «задним числом». На съезде Демпартии «Ак жол» 20 ноября 2020 г. (за год до Кантара) мы отмечали, что
«Обострившиеся общественные дискуссии вскрыли реальные масштабы главных угроз Независимости:
— бюрократии и коррупции,
— социальной несправедливости и разрыва между богатыми и бедными,
— монополизации экономики и власти.
… Стране нужны кардинальные перемены, как в социально-экономической, так и в политической системах. Эти перемены неизбежны, вопрос лишь в том, будут ли они сознательными или стихийными.
Дальнейшее затягивание перемен может привести к кризису государственности, как это произошло в Белоруссии и Кыргызстане, а несколько раньше – в Украине…
Даже в мегаполисах, не говоря уже про регионы и малые города, за красивыми фасадами скрываются грязь и обман, нарастающая бедность наших сограждан и отсутствие перспектив молодёжи. Всё это нужно чем раньше, тем лучше вскрывать и расчищать, чтобы восстановить доверие и достоинство собственного народа» (https://akzhol.kz/ru/blog/vystwplenie-a-perwasheva-po-proektw-predvybornoj-programmy-na-xvi-sezde-partii).
Позднее, встречаясь с десятками задержанных участников беспорядков и их родственниками (с депутатами нашей фракции Бериком Дюсембиновым, Казыбеком Иса, Ерликом Омиргали и другими) в Алматы, Таразе, Шымкенте, Кызылорде, — все они называли причинами своего возмущения чисто социальные проблемы: отсутствие жилья, работы, отсутствие надежды на лучшее. Принципиальных и осознанных противников государственного строя среди них я встретил лишь дважды.
Но при этом многие отмечали организованность действий, наличие координаторов, их необъяснимую жестокость при нападении на военнослужащих. Рассказывали о случаях, когда сами же протестующие, не выдержав зрелища избиений, спасали жертвы от нападавших и увозили в больницы или домой.
Возвращаясь к интервью президента, а ведь действительно, — разве мирные демонстрации штурмуют с оружием в руках департаменты полиции или нацбезопасности, причём одновременно по всей стране; разве мирные протестующие убивают защитников госучреждений, захватывают боевые арсеналы? Нет.
Всё это делалось реальными боевиками, которые прикрывались мирной молодёжью, уставшей от безнадёги. Когда я посещал бригаду, участвовавшую в восстановлении порядка, то своими глазами видел окна броневиков, профессионально обстрелянные не по центру стекла, а по периметру примыкания к раме; видел и застрявшие сердечники пули калибра 7,62 автомата Калашникова (https://akzhol.kz/ru/blog/akzholovcy-posetili-raspolozhenie-desantno-shtwrmovoj-brigady-v-almaty-wchastvovavshej-v-vosstanovlenii-pravoporyadka). Так не стреляют «мирные люди», так стреляют штурмовики, обученные и умеющие убивать. Это была попытка вооружённого захвата власти и государственного переворота.
Скажу больше: угроза нападений никуда не исчезла. Из тысяч единиц похищенного из арсеналов оружия далеко не всё найдено и возвращено. По нашим примерным подсчётам из открытых источников, на руках у террористов остаются сотни пистолетов, винтовок, автоматов, пулемётов и гранатомётов. Прикиньте сами, что может сделать с мирным городом и даже регионом вооружённая до зубов банда из религиозных экстремистов в 500-700 человек?
Говорю об этом не для паники, а для понимания, к каким вызовам нам нужно быть готовыми, чтобы отстаивать свою независимость и государственный строй. И какую угрозу Казахстану пришлось преодолеть в январе 2022-го.
Важнейшую роль в этом преодолении сыграл президент К.Токаев, проявив неожиданную для многих твёрдость и верность государственному долгу. В интервью об этом говорится достаточно скупо, но ни у кого не должно быть иллюзий, будто всё решилось «само собой». Казахстан стоял перед самой реальной перспективой утери государственности, превращения в хунту или некий криминальный «халифат», опасный и для своих граждан, и для соседей.
И только опираясь на волю и действия президента, растерявшиеся было, но сохранившие верность присяге командиры и сотрудники силовых структур восстановили правопорядок на улицах наших городов. Думаю, будет правильным отметить их роль, наряду с мужеством и выдержкой миллионов граждан.
Вместе с тем, сразу после восстановления порядка, фракция «Ак жол» потребовала различать молодёжь, вышедшую на улицы в поисках справедливости, и – тех, кто сознательно содействовал государственному перевороту, участвовал в убийствах и нападениях на госорганы. Мы призвали прекратить пытки задержанной молодёжи, а также провести открытые парламентские слушания по событиям Кантара — см.например депутатские запросы фракции «Ак жол» от 26 января; 9 февраля и т.д.
Как уже отмечалось, депутаты «Ак жола» посетили несколько учреждений, где содержались задержанные, индивидуально побеседовали с каждым, кто изъявил такое желание (https://akzhol.kz/ru/blog/mazhilismeny-prava-zaderzhannyh-grazhdan-ne-dolzhny-narwshatsya-www-inform-kz). По итогам этих встреч нами были направлены более сотни обращений в органы прокуратуры, с изложением конкретных фактов, оставленных без должного внимания следствием. Не удовлетворившись формальными ответами, мы пришли на приём к генеральному прокурору Берику Асылову, который после обстоятельной беседы дал соответствующие поручения (https://akzhol.kz/ru/blog/na-vstreche-s-genprokwrorom-azat-perwashev-i-berik-dyusembinov-obswdili-celyj-ryad-voprosov-podnimaemyh-partiej-ak-zhol-v-parlamente-i-obrashheniyah-v-genprokwratwrw). И бывали случаи, когда на встречах к нам подходили родители, детей которых выпустили по обращениям фракции «Ак жол» (https://t.me/peruash/4531).
Нужно отметить, что правовым основанием в этом сыграло поручение президента К.Токаева данное уже 14 января генеральному прокурору – при отсутствии отягчающих обстоятельств, проявлять смягчение мер к задержанным. А в сентябре того же года глава государства объявил амнистию всем участникам Кантара, кто не был замешан в тяжких преступлениях. «Решение об амнистии призвано укрепить общественное согласие, показать молодёжи, что государство доверяет им и их будущему. Уверен, что этот шаг будет иметь очень далёкие и правильные последствия – гораздо дольше нового президентского срока. Поэтому считаю этот шаг самым значимым политическим решением Касым-Жомарта Кемелевича в нынешнем Послании» — так Демпартия «Ак жол» расценила этот акт об амнистии (https://akzhol.kz/ru/blog/peremen-neizbezhn-kazpravdakz).
Глава государства пошёл ещё дальше, и уже 16 марта дал старт реформе Конституции, которая преобразовала политическую систему Республики, сделала её более открытой и гибкой. Об этом К.Токаев также сказал в своём интервью, отметив изменения в законах о выборах, о митингах, о политических партиях, о парламенте, о конституционном суде. Завершившаяся перед новым 2024 годом первая парламентская сессия показала, что конституционная реформа позволила Мажилису работать на порядок острее, стать ближе и доступнее избирателям. Это перевело значительную часть общественных дискуссий с улиц — в стены парламента, что несомненно является большим успехом. Нужно отметить и другие новшества – такие, как беспартийный (а точнее, над-партийный) статус президента, запрет родственникам главы государства занимать должности на госслужбе и нацкомпаниях; предоставленное впервые за 30 лет право правящей партии вносить кандидатуру премьера и многое другое. Всё это сделало за прошедшие два года государство ближе к обществу. Наша страна правильно оценила своё текущее положение, мы должны избежать риска скатывания в средневековье и мракобесие, а напротив – развиваться и прогрессировать со всей современной цивилизацией, её открытостью к инновациям и технологиям.
Но даже перечисленные примеры показывают, что многое из задуманного К.Токаевым ещё только на подходе, прорабатывается, а возможно – и сознательно оставляется им для инициативы соответствующих институтов – парламента и правительства. Не случайно, уже на следующий день после референдума по Конституции, Касым-Жомарт Кемелевич отметил, что это лишь начало системных перемен, и реформы будут продолжены.
Для Демпартии «Ак жол», как партии бизнеса и отечественных производственников, крайне важно было увидеть в этом интервью позицию главы государства по созданию инвестиционного штаба, реализации промышленных проектов, разработке нового Налогового кодекса, роли квазигоссектора. Показательно и то, как чётко президент обозначил значение Бюджетного кодекса в новой политической системе – а между тем, это недопонимают в правительстве, о чём заявила фракция «Ак жол» в ходе первого чтения по Бюджетному кодексу буквально неделю назад, 27 декабря (https://akzhol.kz/ru/blog/poziciia-dempartii-ak-zhol-pri-obsuzhdenii-proekta-biudzhetnogo-kodeksa-pervoe-chtenie-na-plenarnom-zasedanii-mazhilisa).
В целом, это интервью следует рассматривать как программное заявление Касым-Жомарта Токаева, которое подводит итог сделанному, но ещё больше задаёт вектор на будущее, в том числе и достаточно близкое. И представители Демпартии «Ак жол», и наши депутаты всех уровней будут всемерно содействовать таким переменам.