За год число электромобилей в Казахстане выросло втрое

Помесячная статистика Министерства внутренних дел РК с марта 2022-го по март текущего года показывает значительный рост количества электромобилей в стране: с 631 до 1,9 тыс. При этом резкое увеличение числа зарегистрированных авто с электродвигателем отмечается с декабря прошлого года: за месяц сразу плюс 521 «зелёная» машина. Также активно росли продажи новых электрокаров с января по март текущего года, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Это первый существенный сдвиг по росту количества электромобилей за последние десять лет. Данные по электротранспорту Бюро национальной статистики АСПиР публикует с 2012 года. Рекордное число электрокаров ранее было зафиксировано в стране 1 января 2016 года: 785 машин.

Однако, несмотря на динамику по количеству, доля электромобилей в общем автопарке Казахстана остаётся очень маленькой. Если в марте прошлого года удельный вес электрокаров составлял 0,01%, то на 1 апреля 2023-го он увеличился лишь до 0,04%.

Количество зарегистрированных электроавтомобилей в Казахстане

Фото: Energyprom.kz

Из 1,9 тыс. «зелёных» машин 1,6 тыс. составляют легковые автомобили. Их доля превышает 84%. Грузовиков и автобусов с электродвигателями куда меньше: 8,8% и 6,9% соответственно. При этом основную часть подобного общественного транспорта, судя по статотчётам, начали закупать только в декабре прошлого года. Тогда зарегистрировали сразу 109 электробусов, а к концу марта текущего года их насчитывалось уже 134.

«Озеленение» городского общественного транспорта наблюдается в основном в Астане и Алматы, где зарегистрированы 67 и 32 электробуса соответственно. Не исключено, что с отчётностью у столичных автопарков не всё идеально. Например, по информации пресс-службы акимата Астаны, в 2022 году на городские маршруты в этом мегаполисе было выпущено 115 автобусов с электродвигателем. До конца 2023-го парк электробусов Астаны увеличат до 300.

Большая часть — 1,2 тыс., или 63,9% — всех авто на батареях зарегистрированы в Алматы. Это объясняется несколькими факторами, в том числе более высокой концентрацией бизнесменов-миллионеров. Ranking.kz писал о том, что 89% всех учтённых самозанятых с зарплатой от 1 млн тг живут именно в Южной столице. Стоимость легкового электромобиля значительно отличается от ценника на машину с двигателем внутреннего сгорания. Судя по прайс-листам казахстанских компаний-посредников, поставляющих электрокары на заказ из Китая и других стран, новый легковой электромобиль обойдётся покупателю в сумму от 30 млн до 70 млн тг. На вторичном рынке цены варьируются от 15,8 млн до 50 млн тг.

Фото: Energyprom.kz

Второе место с сильным численным отставанием заняла Астана. По дорогам столицы ездят всего 249 электрокаров. Возможно, эту цифру можно было бы увеличить, если бы владельцы электромобилей с дипломатическими номерами (их насчитывается 13) в отчётах указывали свой регион проживания.

В тройку лидирующих регионов также вошла Алматинская область, где, по данным на 1 апреля 2023 года, было зарегистрировано 100 экоавто. Минимальное количество «зелёных» машин числилось в Северо-Казахстанской (2), Акмолинской (4) и Улытауской (4) областях.

Одним из сдерживающих факторов в развитии «зелёного» транспорта в Казахстане депутаты Парламента РК называют отставание в развитии электромобильной инфраструктуры. Далеко не в каждом областном центре страны есть общественные зарядные станции, а про спецзаправки на межрегиональных трассах и говорить нечего. Всё это вкупе делает электромобили исключительно городским транспортом.

Судя по открытым данным, в Казахстане лишь две организации специализируются на установке и эксплуатации электрозарядных станций: ТОО «Оператор ЭЗС» и компания eDrive.kz. Обе имеют сети станций, общее количество которых составляет 183. Большая их часть расположена в Алматы (97) и Астане (76). По одной-две ЭЗС функционируют в Караганде, Темиртау, Шымкенте, Талдыкоргане, Атырау, три — в Щучинске. Владельцы электрокаров в других регионах не имеют возможности пользоваться общественными станциями и «заправляют» свои автомобили в домашних условиях, «от розетки».

Фото: Energyprom.kz

Нередко в социальных сетях и закрытых группах мессенджеров автоэксперты высказывают свои сомнения в достоверности официальной статистики по количеству электрокаров, считая, что она сильно занижена. Это мнение нельзя игнорировать, так как пробелы и несовершенства в системе сбора данных по количеству электромобилей в Казахстане действительно существуют. По словам руководителя Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка РК Артура Мискаряна, при регистрации авто МВД не обязывает владельца указывать тип топлива. Поэтому некоторые счастливые обладатели новых электрокаров, не заполнившие эту графу, могли и не попасть в общую статистику.

Кроме того, часть электрокаров в Казахстане — гибриды, которые имеют как бензиновый, так и электродвигатель. А по автомобилям на смешанном топливе МВД ведёт отдельную статистику. Она включает в себя (без разделения на категории) электрические гибриды и машины, которые ездят на бензине и газе. На 1 апреля 2023 года транспорта, который ездит на смешанном топливе, было зарегистрировано 337,8 тыс. единиц. Определить в них долю электрогибридов не представляется возможным.

Фото: Energyprom.kz

Читайте также:

Президент Казахстана поделился воспоминаниями о матери в День мам
11 мая 2025 в 15:53
С 11 мая в Казахстане изменятся цены на бензин и дизельное топливо
2 мая 2025 в 22:07
Пропавший мальчик найден мёртвым в реке Нура
11 мая 2025 в 15:43
ДЧС предупреждает жителей Алматы и области об аномальной жаре
10 мая 2025 в 13:08
Олжас Бектенов о проверке угольных компаний и мерах на рынке
11 мая 2025 в 14:21
113 ДТП, 42 погибших: власти Казахстана берутся за контроль такси
21 апреля 2025 в 15:13
В районе Тенгиза снова отмечено землетрясение
11 мая 2025 в 14:12
Запускаются чартерные рейсы из Казахстана в турецкие Газипашу и Анталью
10 мая 2025 в 15:47
Гвардейцы почтили тружеников тыла
11 мая 2025 в 12:49
День матерей в Казахстане 11 мая
11 мая 2025 в 11:48
Гвардеец-дзюдоист завоевал бронзу на чемпионате Grand Slam в Астане
11 мая 2025 в 12:44
Ермек Нарымбай арестован на пять суток за нарушение судебного запрета
11 мая 2025 в 10:59
В Казахстане проверяют асфальтовые заводы: уже проверено 80%
11 мая 2025 в 12:37
Утверждены сроки учебного года и экзаменов школьников в 2025 году
11 мая 2025 в 13:39
Курс валют в Казахстане на 11 мая
11 мая 2025 в 11:56
Колледжи будут получать 912 тысяч тенге на каждого студента — вдвое больше, чем раньше
6 мая 2025 в 20:20
Первая победа в UFC: Бекзат Алмахан нокаутировал соперника в Канаде
11 мая 2025 в 11:38
Только треть мужчин в Казахстане копит в банках: что показывает новое исследование
6 мая 2025 в 19:42
Кеше ғана Қытаймен арадағы баж салығын қайта қарап, қалталыларға табыс салығын көтерген АҚШ президенті Дональд Трамп бүгін АҚШ пен Ұлыбритания арасындағы сауда келісіміне қол қойды
10 мая 2025 в 15:56
В Казахстане запущен сайт о ветеранах войны
9 мая 2024 в 21:07
Мертвые тюлени обнаружены на побережье в Мангистауской области
10 мая 2025 в 15:21
Алматы внедряет транспорт будущего: что изменится для горожан
6 мая 2025 в 10:10
Сыртқы қарызымыз 2025 жылдың 1 қаңтарында $164,7 млрд долларға жетті: Бұл әлемдік қарыздың 0,05%
10 мая 2025 в 14:44
Курсы валют на 10 мая в обменниках Алматы и Астаны
10 мая 2025 в 13:28