За текущий 2023 год по данным Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Министерства национальной экономики (МНЭ) сумел возвратить казахстанцам около 20 миллиардов тенге, сообщает Bizmedia.kz.
Ответственность за контроль формирования тарифов и деятельности коммунального сектора Казахстана и субъектов естественных монополий лежит на специализированных властных структурах, которые осуществляют свою деятельность в рамках защиты прав потребителей.
Контроль осуществляется через привлечение к ответственности за административные нарушения, выдачу предписаний о несоответствии действий законам о монополиях и направление материалов в органы правопорядка и другие учреждения. Вся деятельность субъектов естественных монополий подвергается пристальному вниманию, включая контроль за расходованием средств регулируемых коммунальных услуг и анализ годовых отчетов о выполнении тарифных смет и инвестиционных программ.
КРЕМ МНЭ РК сотрудничает с отраслевыми государственными органами и МИО, чтобы обеспечить целевое использование средств потребителей в рамках инвестиционной программы. В контроле над монополистами также участвуют общественные организации и технические специалисты. В случае невыполнения СЕМ своих обязательств КРЕМ МНЭ РК возвращает средства потребителям через механизм временных компенсирующих тарифов (ВКТ). В текущем году казахстанцам уже было возвращено около 20 миллиардов тенге.
С целью обеспечения прозрачности процесса формирования тарифов, в 2019 году была разработана база данных «Монополист» (БМ). Эта база автоматизирует подачу заявлений, отчетов и оповещений СЭМ и субъектов общественно значимых рынков (СОЗР).
С 4 сентября 2023 года вступила в силу модернизированная версия БМ, обеспечивающая большую прозрачность и доступность всего процесса формирования тарифов. Включены заявки на утверждение тарифных смет и инвестиционных программ в цифровой форме, а также публикация объявлений о проведении публичных слушаний, утверждение и изменение тарифов, и отчетность о выполнении тарифных смет и инвестиционных программ.
Такой подход помогает минимизировать риски коррупции, исключая взаимодействие представителей СЭМ с сотрудниками регулирующих органов. Детальное заполнение расходной части тарифной сметы в обновленной версии БМ обеспечивает анализ и проверку данных, а также самостоятельный мониторинг цен и тарифов пользователями и заинтересованными сторонами.
Новая версия БМ синхронизирована с другими государственными базами данных и электронными торговыми площадками, что позволяет проверять представленные СЭМ данные на подлинность. Кроме того, с 1 января 2022 года все закупки СЭМ переведены в электронную форму, интегрированную с информационной системой НПП «Атамекен» — «Единое окно закупок».
Все эти меры способствуют увеличению прозрачности в процессах закупок, обеспечивая честную конкуренцию между потенциальными поставщиками. Кроме того, с 1 января 2024 года, в целях усиления надзора над монополистами, будет внедрен автоматический механизм государственного контроля в рамках Системы управления рисками (СУР), где проверки будут проводиться без человеческого вмешательства.
СУР преследует цель уменьшить вероятность негативных событий путем разделения контролируемых сущностей по уровням риска. Проведение профилактических проверок также укрепит государственный контроль над СЕМ и предпринимателями.
Результатом будет максимальная прозрачность в работе СЕМ и контролирующих структур перед конечными потребителями, обеспечивая непрерывное предоставление высококачественных услуг и защиту прав потребителей.
Необходимо обратить внимание на актуальную проблему скрытых участников рынка. Это монополисты, такие как владельцы трансформаторов и станций, которые работают самостоятельно, в основном в отдаленных регионах страны. Такие предприниматели, фактически являясь СЕМ, остаются вне контроля со стороны государства, а клиенты их услуг не защищены от необоснованного повышения тарифов, предоставления низкокачественных услуг и других значительных рисков. В настоящее время выявлено и взято под контроль 28 таких предпринимателей, но на самом деле их количество значительно больше.
Для обеспечения безопасности граждан необходимо взять под контроль всех таких предпринимателей и включить их в реестр КРЕМ МНЭ РК. В этом аспекте особую роль играют сами граждане: крайне важно, чтобы любой, столкнувшийся с такими монополистами, сообщал об этом в уполномоченные органы. Общественное мнение и осведомленность населения должны стать движущей силой для усиления контроля и регулирования действий этих скрытых участников рынка со стороны государственных органов.