Инфляция неспешно снижается. Аресты «агашек» стали привычнее и уже не так будоражат общество. В замерзавших прошлой зимой Экибастузе, Риддере, Степногорске стало чуть теплее. Налоговые реформы продолжаются. По результатам исследования Halyk Finance большинство экспертов — 64% — считают, что экономика Казахстана находится на этапе восстановления или роста, еще 18% — на пике развития и только 13% — на стадии рецессии. Bizmedia.kz согласен с большинством. Мы выделили два наиболее значимых и несколько просто значимых события года 2023 в промышленности и сельском хозяйстве Казахстана и определили, в чем их значение.
Qarmet и «Рожковское»
Оба крупных экономических события произошли именно в промышленности: возвращение в собственность Казахстана комбината Qarmet и введение в промышленную эксплуатацию крупного газоконденсатного месторождения «Рожковское».
В 2023 году Казахстан начал переход на новую модель в экономике и для этого обозначены структурные реформы, особое место в которых отведено формированию прочного промышленного каркаса страны. Итоги года в экономике Казахстана в 2023 году включают в промышленности, по версии правительства, введение 126 проектов на 488 млрд тенге, открытие 8,9 тыс. постоянных рабочих мест и начало выпуска товаров, ранее не производимых в Казахстане. Также в государственный фонд возвращены месторождения золота, угля, железа, меди, углеводородов, бокситов, полиметаллов. Расторгнуты 54 контракта с недропользователями-нарушителями. Отозваны 96 лицензий на разведку твёрдых полезных ископаемых.
Qarmet
Возвращён в собственность Казахстана комбинат Qarmet, некогда прославленный, но унесший в последние годы жизни сотен шахтеров. Новым собственником казахстанских активов ArcelorMittal стал за $286 млн совладелец AllurGroup Андрей Лаврентьев. Недавно созданная им компания Qazaqstan Steel Group (QSG) получит от временного владельца, казахстанского госфонда прямых инвестиций АО «Qazaqstan Investment Corporation» (QIC), все акции металлургических предприятий ArcelorMittal Temirtau JSC и ArcelorMittal Tubular Products Aktau JSC.
По условиям сделки новый инвестор гарантированно выплатит отсроченные платежи в $450 млн четырьмя равными ежегодными взносами. Еще $250 млн будут оплачены при закрытии сделки как выплата непогашенной внутригрупповой задолженности AMT. Также Лаврентьев должен будет инвестировать в актив более $3 млрд, из которых уже в 2024 году будет вложено $1,3 млрд на обновление оборудования, внедрение новых технологий и рост стандартов безопасности.
Стратегическое месторождение «Рожковское»
Крупное газоконденсатное месторождение «Рожковское», открытое в 2008 году, введено в промышленную эксплуатацию в Западно-Казахстанской области. До 2040 года здесь планируется добыть с применением опыта иностранных партнеров 14,2 млрд кубометров сырого газа и 7,1 млн тонн конденсата.
Ожидается, что благодаря разработке месторождения «Рожковское», Национальный фонд РК пополнится на 501 млрд тенге, местный бюджет – на 110 млрд тенге. Сырье месторождения будет перерабатываться на мощностях компании «Жаикмунай».
В среднем в Казахстане на сегодня только 48% газа перерабатывается в товарный газ, 32% закачивается, по данным института экономических исследований (ERI), обратно в пласт для поддержания пластового давления, 20% используется на собственные нужды недропользователей, выработку электроэнергии и утилизацию.
Новые предприятия реального сектора экономики
Донской ГОК
В августе Казахстан запустил обогатительную фабрику по переработке лежалых шламов Донского ГОКа ERG Green. Мощность завода — 400 тыс. тонн концентрата хрома в год, общий объем инвестиций – 96 млрд тенге. В целом, будет переработано 14,5 млн тонн исторически накопленных отходов.
Производство спецкокса в Карагандинской области
В ноябре состоялся технический запуск масштабного проекта по производству спецкокса, используемого для производства ферросплавов высокой степени чистоты, в Карагандинской области. На предприятии мощностью 400 тыс. тонн в год создано 184 рабочих места. Кроме спецкокса здесь также планируется производить угольную смолу и угольное масло в объеме 72 тыс. тонн в год.
Silk Road Electronics
В ноябре открылось производство бытовой техники на заводе Silk Road Electronics в Сарани Карагандинской области. На автоматизированном предприятии под брендом Artel будут выпускать: электрические водонагреватели, пылесосы, кухонные плиты, мини-печи, кухонные вытяжки, стиральные машины-полуавтоматы и телевизоры. К 2025 году завод на полной мощности будет выпускать до 1,1 млн штук продукции в год.
Завод по производству извести, используемой при производстве удобрений и ацетилена, ингредиентов для зубных паст, пищевых продуктов, фармпрепаратов и удобрений, мощностью 330 тыс. тонн продукции в год, открыт в Карагандинской области. Предприятие получило поддержку по госпрограмме «Экономика простых вещей». Ожидается, что завод удовлетворит спрос на известь полностью.
Производство керамоплит расширено в области Жетісу в сентябре почти втрое, с 1,2 до 3,5 млн кв. м в год, что позволит закрыть 10% импорта Казахстана.
Производство автомобилей
Произведено в стране за 11 мес. 2023 года почти 124,5 тыс. автомобилей. Казахстан намерен нарастить экспорт автомобилей в 3 раза к 2028 году.
В Костанае на автосборочном заводе АО «АгромашХолдинг» производятся сельхозтехника и автомобили. ТОО «СарыаркаАвтоПром» собирает модели: Chevrolet, Lada, Peugeot, SsangYong, Iveco, Toyota. Налажен серийный выпуск автомобилей Jetour на 10 тыс. ед. в год, запущено производство автомобилей Skoda мощностью 15 тыс. ед. в год, организовано производство автомобилей Kia Sportage и Kia Cerato мощностью 25 тыс. ед. в год мелкоузловым методом, началась мелкоузловая сборка Chevrolet Onix мощностью 30 тыс. ед. в год. На территории индустриальной зоны Костаная строится новый завод Kia мощностью 70 тыс. автомобилей в год, а параллельно — локализационный центр по производству автокомпонентов.
ТОО «СемАЗ» — автосборочный завод в городе Семей — производит грузовую автомобильную технику, автобусы Dewoo и Dongfeng, микроавтобусы ПАЗ, микроавтобусы и фургоны ГАЗ, и специальную технику. Еще один производитель в городе Семей — «BestRover», выпускает вездеходную автотехнику, модернизационные комплекты для внедорожных автомобилей.
На «Hyundai Trans Auto» собирают модели коммерческой и автоспецтехники марки Hyundai в Алматы. В 2023 завершена модернизация завода Hyundai Trans Almaty: запущены операции по сварке и покраске городских автобусов Golden Dragon и всех моделей грузовиков Hyundai. Также в Алматы началось строительство автомобильного локализационного парка Hyundai по производству сидений, систем мультимедиа и пластиковых деталей. Инвестиции составят 12,4 млрд тенге.
Также в Алматы ТОО «ПКК Сактаган» производит грузовую автомобильную технику, прицепы, городские и туристические автобусы, внедорожные автомобили, а в Кокшетау казахстанско-российское СП АО «КамАЗ-Инжиниринг» — автотехнику «КамАЗ» для внутреннего рынка.
ТОО «Казтехно» в Сарани за 11 мес. года произвело 50 единиц АТС марки «Scania», план на 2024 год — 250 ед. Мощность производства – 10 тыс. ед. АТС в год.
Завод «Азия Авто» все еще в судах. Новых инвесторов нет.
Импорт Казахстаном автомобилей за 11 мес. 2023 года составил 136,5 тыс. на $2,7 млрд, по которым уплачено таможенных платежей и налогов 358,1 млрд тенге, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Транспорт
Всего 10 новых самолетов в 2023 году купили, по данным Минтранса, авиакомпании Казахстана.
В результате вместимость увеличилась на 26% и составила 15,2 тыс. мест. До конца 2025 года, в соответствии с подписанными договорами, воздушный парк пополнится на 25 ед. и составит 124 самолета. Количество мест в нем увеличится на 32%.
Всего 42% рынка международных автоперевозок в Казахстане занимают отечественные операторы. В международных перевозках на дальние расстояния работают 370 казахстанских перевозчиков с 7,6 тыс. ед. автотранспорта, но в целом могут быть задействованы 3 578 казахстанских перевозчиков с парком 27 745 АТС, у которых имеются удостоверения и карточки допуска. За 9 мес. года перевезено 5,5 млн тонн грузов, что на 22 % больше аналогичного показателя прошлого года.
Транзит из КНР через Казахстан вырос, по данным Минтранса, в 2 раза до 1,5 млн тонн и составил одну сотую процента от возможного, так как ежегодно из Китая в Европу морским путем перевозится до 1,6 млрд тонн грузов, и из этого объема всего 0,01% перевозится автотранспортом транзитом через нашу страну. В мировой практике медицинские, дорогостоящие, а также товары, требующие доставки в короткие сроки, перевозятся автотранспортом, поэтому есть большой потенциал роста объема транзитных грузов. По итогам 9 мес. 2023 года транзитные перевозки, в сравнении с 2022 годом, выросли на 44% до 3,6 млн тонн.
Тем не менее, Казахстан открывает альтернативные маршруты, как например Транскаспийский международный транспортный маршрут. Так за 11 мес. текущего года перевалка грузов через морские порты страны выросла на 10% до 6,5 млн тонн. Через морпорты Казахстана можно переваливать грузов в 3 раза больше, чем сейчас. Поэтому правительство планирует в 2024 году начать строительство первых паромов и в 2027 году их должно быть уже 4.
Железнодорожный экспорт мазута Казахстан увеличил в 2023 году
Моторное топливо планируется поставлять только на внутренний рынок. На долю мазута приходится до 75% всех перевозок нефтепродуктов из страны за рубеж. Укрепление спроса на бензин, дизтопливо и авиакеросин на внутреннем рынке, профилактические ремонты на НПЗ, дефицит топлива, в значительной степени ограничили возможности экспорта из Казахстана нефтепродуктов. Внутренний рынок нуждался в импорте порядка 850 тыс. т дизтоплива и 300 тыс. т — авиатоплива. Железнодорожный экспорт мазута с крупных НПЗ Казахстана, по мнению участников рынка, в текущем году достиг 2,5 млн т по сравнению с 2,19 млн т — в 2022 году.
Всего на 4,6% выросли инвестиции в обрабатывающую промышленность. Приток инвестиций вырос в информацию и связь – в 2,8 раза, транспорт и складирование – на 58%, торговлю – на 34%, образование – на 17%, сельское хозяйство – на 11%, в промышленность – на 8,5%. В том числе, рост в реальном секторе составил 3,5%, а в сфере услуг – 5,6%. Темпы роста экономики Казахстана в январе-ноябре составили 4,9%.
Сельхозпроизводство
Урожай зерновых 2023 года не удался. Фермеров подвела погода. Часть зерновых оказалась вне категории и для того, чтобы её переработать в корм для скота, тоже нужны деньги, специальное оборудование или доставка в Китай. Орошаемое земледелие Казахстана, использующее очень много воды и половину воды теряющее в земляное дно каналов, в устаревшие технологии, не даёт должного объёма продукции. Капельное орошение в Казахстане распространено менее чем на 20% посевных площадей. Сельхозпроизводство снизилось за 11 мес. 2023 года в Казахстане на 8,4%, наиболее значительно – в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской областях.
Людмила Валентинова