С запросом к премьер-министру Казахстана Алихану Смаилову обратились ряд депутатов с вопросом отмены государственного субсидирования аренды автомобилей таксомоторными компаниями. Сенатор Жанна Асанова озвучила суть вопроса и попросила принять меры, в виде разработки альтернативы и предоставлению адаптационного периода для компании, передает корреспондент Bizmedia.kz.
Прежде всего, Жанна Асанова озвучила значение господдержки для таксомоторных компаний и водителей такси, что могут по хорошим условиям приобретать в аренду авто с последующим выкупом.
Отметив, что большая часть водителей такси из незащищенных слоев населения и внутренние мигранты, сенатор добавила, что их доходы зачастую очень низкие.
«Покупка авто через аренду или лизинг является практически единственным способом купить автомобиль для людей с плохой кредитной историей или нехваткой средств. Большая часть водителей такси принадлежит людям из социально уязвимых слоев, внутренних мигрантов. Инструмент аренды такси для них доступен благодаря субсидиям.
Сейчас в сфере такси заняты 213 тысяч человек, не считая работников парков. Средний доход примерно соответствует медианной зарплате, что в 2022 году составила 204 тыс тенге. Доля каждый день водителя составляет около 30% от поездки», — сообщила она.
По статистике, в рамках программы аренды авто, ею воспользовались около 18 тыс. водителей, еще 14 тыс. — стоят в очереди.
«Один автомобиль позволяет трудоустроить до 3 человек при посменном графике. На одной машине чаще всего работают члены одной семьи или же друзья. Это позволяет делить арендную нагрузку. При круглосуточном рабочем дне выручка составляет около 30 тысяч тенге, после выплат всех расходов — аренда, ремонт, топливо — остается 7 тыс. тенге», — привела цифры сенатор.
Стало известно, что департаментов господдержки и защиты предпринимательства Миннацэкономики РК рассматривается отмена субсидирование по аренде и лизинга легковых автомобилей, а так же общей поддержки такси.
«Данное решение увеличит стоимость аренды такси, что, в свою очередь, приведет к снижению заработков водителей и снижению уровня жизни. Даже при продолжении работы их заработок будет едва достигать минимальных показателей.
Все это может повлиять на качество и доступность услуг такси для общества. Как по цене, так и по количеству машин. Отмена лизинговых программ требует адаптационного периода для тех, кто ею пользовался», — считает Жанна Асанова.
Для решения данной проблемы она предложила следующее:
- Сохранить поддержку в таксомоторной сфере или принять альтернативные решения по субсидированию.
- Предоставить участникам программы при изменениях право переходного периода для поиска других решений и адаптации. Это позволит минимизировать негативные эффекты.