В Институте экономических исследований пояснили концепцию «Системы региональных стандартов» и итоги оценки по различным регионам за 2022 год, сообщает Bizmedia.kz.
Насколько наши регионы соответствуют стандартам Системы региональных стандартов
Важно отметить, что утверждение региональной системы стандартов для населенных пунктов было проведено в 2019 году. В начале текущего года Министерство национальной экономики произвело пересмотр данной системы, расширив количество объектов и услуг для контроля, а также внесло новые показатели, отражающие качество предоставляемых услуг.
Региональная система стандартов является неотъемлемым руководством для центральных государственных и местных исполнительных органов при формировании своих программ развития и распределении бюджетных средств. Соблюдение данных стандартов способствует преодолению межрегиональных и внутрирегиональных неравенств в доступе к социальной и инженерной инфраструктуре. Для экспертов и граждан она является интегральным показателем, отражающим качество жизни в населенных пунктах и эффективность работы местной администрации. Стратегическая цель заключается в обеспечении каждого населенного пункта приемлемыми условиями для жизни и работы.
Другими словами, цель заключается в том, чтобы каждый населенный пункт имел доступ к чистой питьевой воде, качественной медицинской помощи, хорошему образованию, интернету, асфальтированным дорогам и другим необходимым благам.
Система включает критерии качества жизни для каждого типа населенного пункта, то есть определенный список объектов, которые должны присутствовать в каждом населенном пункте. Например, для столицы, городов республиканского и областного значения предусмотрен список из 56 объектов и услуг. Вместе с школами, больницами, аптеками, культурными и досуговыми организациями, аэропортами, в каждом городе республиканского и областного значения должны находиться зоопарки и ботанические сады, мусороперерабатывающие и мусоросортировочные комплексы, контейнеры для сортировки твердых бытовых отходов и другие.
Муниципальные стандарты для городов районного подчинения предусматривают наличие 49 видов объектов и услуг. В этих городах обязательно должны быть детские сады, школы, больницы и поликлиники. Жителям также предоставляется доступ к культурно-развлекательным учреждениям, кинотеатрам, музеям, театрам, спортивным комплексам и общественному транспорту. Кроме того, гарантируется наличие освещенных асфальтированных дорог, надежного электро- и водоснабжения, местного полицейского участка, пожарной службы, станции по сортировке мусора, высокоскоростного интернета, предприятий общественного питания и других объектов.
Жители деревень также имеют право на детские сады, школы (или организованный подвоз учащихся), медицинские пункты, фельдшерско-акушерские пункты или врачебные амбулатории (в зависимости от размера поселения), качественные дороги, электричество, водоснабжение, мобильную связь и качественный интернет. Административные центры сельских округов и крупные села могут также иметь зоны отдыха, центры самообслуживания для получения государственных услуг и центры поддержки бизнеса.
Результаты оценки степени обеспеченности населенных пунктов объектами и услугами в 2022 году показали, что средний уровень обеспеченности населенных пунктов составил 55,7% по всей республике. Это относительно низкий показатель, чуть превышающий 50%. Следует отметить, что это среднестатистический показатель, рассчитанный на основе данных о всех городских и сельских населенных пунктах всех регионов. Доступность социальных благ и услуг может значительно различаться в зависимости от типа местности. В городах этот показатель достигает 87%, в то время как в сельской местности он составляет всего 55,3%. Эти данные явно демонстрируют разницу в уровне благоустройства и доступности социальных благ между городами и селами. Неравенство в доступе к социальной инфраструктуре между городами и сельской местностью присутствует почти в каждом регионе.
Различия в доступности к различным учреждениям и услугам явно прослеживаются в разных областях Казахстана. Например, в областях Ұлытау, Атырау, Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской наблюдается существенный разрыв между доступностью в городе и сельской местности. Аналогичная ситуация наблюдается и в областях Жетісу, Абай, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях, где разрыв между городом и сельской местностью сравнивается со средними показателями по стране.
Города Астана и Шымкент сталкиваются с проблемой недостаточной доступности — соответственно 75,1% и 72,3%. Низкие показатели в этих городах связаны с нагрузкой на инфраструктуру, особенно из-за постоянного притока трудовых мигрантов. Темпы роста населения в этих городах превышают скорость развития инфраструктуры.
Таким образом, данный материал рассмотрел Обзор Системы региональных стандартов, выявив его актуальность и основные аспекты. В будущих материалах будут обсуждаться результаты мониторинга Системы региональных стандартов в различных регионах.