В свежем экономическом обозрении монетарного регулятора подтверждается, что государственные программы автокредитования обеспечили финансирование в размере 182 миллиардов тенге. Включая револьверный механизм, общий объем предоставленных за 7 лет займов достиг 299,3 миллиарда тенге. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
«Первая программа автокредитования 2015-2016 годов стала важным фактором для развития автопрома Казахстана, стимулируя покупателей приобретать автомобили отечественного производства», — говорится в документе.
Однако, несмотря на реализацию программ автокредитования, состав автопарка Казахстана по годам выпуска автомобилей не изменился существенно, а уменьшение доли старых автомобилей не получило заметного влияния от льготных автокредитов.
По данным аналитиков Нацбанка, большая часть производства легковых автомобилей обеспечивается крупноузловой сборкой. В общем, только 1% легковых автомобилей из общего числа зарегистрированных в Казахстане на 1 июля 2023 года были приобретены с использованием программ льготного кредитования.
«На данный момент мы не можем утверждать об однозначной успешности достижения целей, поставленных в рамках программ, что не позволяет нам говорить о высокой эффективности казахстанских программ льготного автокредитования», — заявляют аналитики Нацбанка.
Напомним, с 2015 года в Казахстане существовало 4 программы льготного автокредитования, целью которых было стимулирование отечественного автопрома, обеспечение граждан новыми автомобилями казахстанского производства и обновление автопарка страны. В то время как в эти программы не была включена адресность, то есть любой гражданин Казахстана мог получить льготный автокредит.
«На наш взгляд, решение о переключении фокуса программы автокредитования (по линии ФРП) на обновление автобусного парка в регионах страны является шагом в нужном направлении», — заключают аналитики.