На минувшей неделе Министерство национальной экономики обнародовало любопытный документ – лимит долговых займов, разрешенный регионам в скоро уже наступающем 2024 году. Из него видно, что большинство административно-территориальных единиц страны живут, мягко говоря, не по средствам, анализирует Bizmedia.kz.
К примеру, область Абай, отхватившая у прежней Восточно-Казахстанской области большую часть территории и экономического потенциала, может позаимствовать из бюджета страны и Нацфонда (на сегодняшний день это практически синонимы) чуть более 104 миллиардов тенге, а новая, урезанная ВКО немногим больше – почти 134 млрд. Тогда, как по такому показателю как ВРП (валовый региональный продукт на душу населения), они существенно разнятся (абайцы производят на 5 с небольшим «ярдов» на нос, а восточноказахстанцы – целых 8 с хвостиком), и по данным Института экономики сопоставимы с Фиджи и Азербайджаном соответственно.
Или возьмем две другие новые области, нарезанные из одной – Алматинскую и Жетысу. Первой позволено одолжиться на 194 238 699,3 «ярда», а второй – на 131 375 124,2. По подушевому ВРП оба региона в аутсайдерах – примерно на уровне соответственно Шри-Ланки и Папуа Новой Гвинеи. Чем и как ни будут возвращать должок Центру? Скорее всего, ничем и никак: новые области просто повиснут гирями на шеях трех основных «добытчиков» денег в республиканскую казну – Алматы, Атырауской области и Астаны, как, собственно говоря, было и до их появления на карте Казахстана.
Нельзя сказать, что власти страны не видят регионального неравенства и не пытаются хоть как-то исправить ситуацию. Вот только хотят они как лучше, а получается как всегда. Почему? Вот как отвечают на этот вопрос специалисты Института экономики: « …На высокие значения ВРП существенное влияние оказывает численность населения. Данный фактор особенно заметен по вновь созданной области Улытау – 3 позиция среди 20 регионов Казахстана, а по количеству населения регион занимает последнее место. Таким образом, из состава Карагандинской области была выделена область, которая по ВРП на душу населения сопоставима с экономикой Болгарии». В то же самое время, это не просто не улучшает качество жизни в «богатых» (если судить по тому же ВРП) регионах, но кое в чем даже ухудшает. К примеру, в Атырауской области ,вышедшей по проценту вклада в ВВП РК на второе место после южной столицы, дорог, находящихся в так называемом «нормативном» (то есть, худо-бедно удовлетворительном) состоянии, на 20 процентов меньше, чем в отстающей по вкладу в ВВП Туркестанской с ее 14 местом «по валовому продукту».
К слову, с Туркестанской областью у центральных властей, похоже, больше всего проблем. Именно здесь самое бедное население в стране – при этом самое многочисленное и быстро растущее. После того, как бывшая Южно-Казахстанская область лишилась своей прежней столицы Шымкента, она грозит превратиться в бездонную бочку, куда утекают и будут утекать бюджетные инвестиции, трансферты из копилки Нацфонда и немногочисленные внешние вливания. По лимиту займов, установленному Миннацэкономики (359 988 882,5 тенге), этот южный край уступает лишь Алматы (674 072 093,2). Но южная столица с ее лучшим в стране кредитным рейтингом имеет шанс вернуть должок быстро и с процентами – в отличие от «крайних южан». Хотя потенциал туркестанцев в горнорудном и особенно в аграрном секторе вроде бы позволяет жить, как в песне Высоцкого, — безбедно и при деле.
Короче, в региональной политике у нас творится черт знает что. И появление на карте страны трех новых областей положения не улучшило – скорее, наоборот: кандидатов на жизнь взаймы прибавилось, а возможностей у немногочисленных кредиторов – нет. Если так пойдет и дальше, то власть может пойти по проторенной дорожке – срочно организовать Министерство по делам регионов, которое попытается в очередной раз перекроить тришкин кафтан. К примеру, вернется к сомнительной идее перейти с областного деления на «аймачное», разбив страну на четыре огромных региона под благовидным предлогом сокращения бюрократического аппарата, снижения коррупционных рисков и…бла-бла-бла…
Но не стоит забывать: в регулярно составляемом тем же Всемирным банком рейтинге стран мира по качеству государственного управления Казахстан традиционно болтается примерно там же, где Туркенстанская область по душевому ВРП – между Конго и Соломоновыми островами.
Так, может быть, стоит не карту перекраивать, а искать эффективных управленцев нашими городами да весями?