Машиностроительная индустрия Казахстана вырисовывается как ключевой элемент сектора обработки, играя важнейшую роль не только в производственном отношении, но и в контексте социальной значимости, передает Bizmedia.kz.
За период с января по август наступающего года финансовые показатели производства в машиностроении достигли отметки в 2.6 трлн тенге, что составляет около 19% от общего объема производства в секторе обрабатывающей промышленности и приближается к 9% от общего промышленного производства в Казахстане.
Автомобильная промышленность Казахстана вносит значительный вклад, охватывая почти половину производства в машиностроительной отрасли — 1.2 трлн тг за восемь месяцев, с ростом финансовых показателей на 66.7% и реальных на 41.4%. В отличие от этого, общий рост производства в обрабатывающей промышленности составил всего 3.1%.
Машиностроительный сектор является работодателем для 22% общего числа работников в секторе обрабатывающей промышленности и 22.2% фактически занятых в данной сфере. Основная доля производства (88%) автомобильной промышленности Казахстана сосредоточена в Костанайской области (Allur) и Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty): 596,6 млрд и 418,8 млрд тг соответственно. Производители из Карагандинской области внесли дополнительные 55 млрд тг, Абайская — 39,6 млрд тг, и Акмолинская — 37,4 млрд тг. Остальные регионы республики обеспечили 9,1 млрд тг.
Казахстан стал свидетелем создания важной профильной структуры под названием ОЮЛ «Казахстанский Автомобильный Союз» (КАС), объявленной 21 июля 2023 года. Этот некоммерческий союз объединил ведущие отраслевые организации, включая Ассоциацию автомобильных производителей, Ассоциацию производителей автокомпонентов и другие ключевые участники. КАС стремится снизить стоимость автомобилей для потребителей в Казахстане, осуществить промышленное сотрудничество для развития автомобильной отрасли, интегрировать производство автокомпонентов в автопром и в целом способствовать прогрессу казахстанской промышленности.
В настоящее время казахстанские автопроизводители акцентируют внимание на росте локализации. Например, филиал компании «Астана Моторс», Hyundai Trans Kazakhstan, производит модели Hyundai Accent и Tucson методом сборки мелкоузлов, намереваясь достигнуть 100% уровня локализации к 2027 году с общим объемом 50 000 автомобилей в год. В связи с углублением локализации и развитием кластерной экономики, «Астана Моторс» строит комплекс в Алматы для производства мультимедийных систем, автомобильных сидений и других компонентов.
С 2025 года планируется начать производство автомобилей китайских брендов Chery, Haval и Changan на мультибрендовом заводе Astana Motors Manufacturing Kazakhstan в Алматы. Завод обещает производственную мощность 90 000 автомобилей в год, весь объём будет производиться мелкоузловым методом со сваркой и окраской.
Allur готовится к строительству нового производственного комплекса в Костанае в партнерстве с южнокорейским автогигантом Kia Corporation. Инвестиционные затраты на проект, площадь которого превышает 83,5 тыс. кв. м, составят около 200 млн долларов. Запуск коммерческого производства ожидается к июню 2025 года.
Процесс локализации приводит не только к созданию новых рабочих мест и повышению промышленной мощности, но и к снижению цен на автомобили для местных автомобилистов.
В этом году автомобильная промышленность показывает впечатляющие результаты. В течение первых восьми месяцев произведено 97,3 тысяч транспортных средств, что на 41,4% больше, чем в прошлом году.
Рассматривая производство по заводам, Allur в Костанае выпустил 57,8 ед., в Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) – 34,3 тыс. автомобилей, в Семее («СемАЗ», Daewoo Bus Kazakhstan) — 2,6 тыс. единиц коммерческой техники. А в Карагандинской области (QazTehna), Кокшетау («КАМАЗ-Инжиниринг») произведено 803 автобуса, 776 ед. коммерческой техники соответственно.
Ситуация на авторынке также выглядит обнадеживающе. За восемь месяцев текущего года дилеры реализовали 120,3 тыс. автомобилей, что на 60,5% больше, чем в прошлом году. Лидеры продаж – бренды, производимые в Казахстане: Hyundai, Chevrolet, Kia, соответственно продано 31,4 тыс., 28,8 тыс. и 16,4 тыс. автомобилей. Chery также показывает существенный рост продаж – в 3,7 раза, с общим объемом реализации почти 7 тыс. автомобилей. Топ-5 продаваемых брендов замыкает Toyota с объемом продаж 5,7 тыс. автомобилей, хотя и показывает снижение на 11,1% по сравнению с прошлым годом.