К 2030 году транзитные потоки через Казахстан планируется увеличить до 35 миллионов тонн, как это предусмотрено в утвержденной Концепции развития транспортно-логистического комплекса страны, передает Bizmedia.kz.
Глобальное перераспределение грузопотоков привело к увеличению нагрузки на инфраструктуру Транскаспийского международного транспортного маршрута и коридора Север-Юг (по маршруту Казахстан-Туркменистан-Иран), что, в свою очередь, выявило слабые звенья.
Сегодня проводятся работы по созданию альтернативных транспортных коридоров. Например, в ноябре 2022 года представители Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции подписали «Дорожную карту» для синхронного устранения проблемных участков и развития маршрута ТМТМ до 2027 года.
В соответствии с Посланием Главы государства от 1 сентября 2023 года разрабатывается комплексный план развития морской инфраструктуры, в котором предусмотрено создание полноценного логистического кластера в порту Курык. Приняты также меры по реализации ряда инфраструктурных проектов.
Последние включают начало строительства вторых путей на участке «Достык-Мойынты» в прошлом году. Это позволит увеличить пропускную способность участка вплоть до пяти раз и объем транзитных перевозок между КНР и Европой.
Кроме того, находится на стадии корректировки проект строительства обводной железнодорожной линии станции Алматы. Планируется строительство новой железнодорожной линии «Дарбазам-Мактаарал» между Казахстаном и Узбекистаном. В планах также строительство железнодорожной линии «Бахты-Аягоз» для разгрузки приграничных железнодорожных станций «Достык» и «Алтынколь» и увеличения пропускной способности между КНР и РК.
В морском порту Актау планируется создание контейнерного хаба на Каспии с пропускной способностью до 300 тысяч в двадцатифутовом эквиваленте. В рамках Дорожной карты по развитию ТМТМ было создано Совместное предприятие, которое занимается вопросами тарифной политики, обработкой грузов и упрощением транспортных процессов на маршруте.