В ходе заседания были рассмотрены вопросы деятельности Общественного совета Министерства и заслушаны отчеты о результатах работы за 2022 год АО «Институт экономических исследований» и АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», передает Bizmedia.kz.
Также ключевой темой обсуждения стали подходы новой тарифной политики «Тариф в обмен на инвестиции».
Как отметил Председатель Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК, в рамках реформирования тарифной политики по принципу «Тариф в обмен на инвестиции» ведется работа по обновлению коммунальной инфраструктуры путем стимулирования новых инвестиций в отрасль.
«Это позволит уменьшить количество аварий, отключений и повысить качество оказываемых услуг. Для достижения указанных показателей потребуется провести ремонт более 145 тыс. км инженерных сетей», — уточнил он.
Министерство проводит работу по следующим направлениям:
- Привлечение инвестиций
- Ремонт инженерных сетей
- Снижение износа коммунальных сетей
- Повышение зарплаты работников в сфере естественных монополий и др.
Тарифы будут корректироваться с учетом социально-экономической ситуации в регионах. В частности, глава МНЭ РК отметил, что тарифообразование происходит открыто с участием всех заинтересованных сторон.
«Во всех регионах действуют региональные комиссии, куда входят депутаты маслихатов, представители общественности, частные лица и предприниматели. Каждое изменение тарифов проходит обсуждение на данной площадке», — сказал А.Куантыров.
Все процедуры выполняются прозрачно через информационную систему e-monopolist.
«Все отслеживаем и проводим жесткий контроль над тем, чтобы инвестпрограммы выполнялись, чтобы деньги не уходили на дивиденды, какие-то другие затраты субъектов естественных монополий. Также внедрена система управления рисками, которая без человеческого участия выставляет графики проверок», — заключил министр.
В ходе заседания с предложениями выступили и члены Общественного совета МНЭ РК:
- рассмотреть вопрос ведения дифференцированных тарифов для единого закупщика электроэнергии в зависимости от гарантирующего поставщика, нерегулируемых ЭСО и оптовых потребителей;
- в рамках новой регуляторной политики вывести сферу естественных монополий из орбиты сокращения административных барьеров госорганов;
- рассмотреть вопрос обеспечения госконтроля за действиями монопольных компаний в части присоединения потребителей к сетям национальных операторов;
- поддержать внедрение новых подходов тарифообразования субъектов естественных монополий (СЕМ) и общественно значимого рынка (ОЗР) в зависимости от роста стоимости активов. Стимулировать СЕМ и ОЗР обновлять инфраструктуру, а также получать прибыль в случае обеспечения стандартов качества надежности оказываемых услуг.