За год число электромобилей в Казахстане выросло втрое

Помесячная статистика Министерства внутренних дел РК с марта 2022-го по март текущего года показывает значительный рост количества электромобилей в стране: с 631 до 1,9 тыс. При этом резкое увеличение числа зарегистрированных авто с электродвигателем отмечается с декабря прошлого года: за месяц сразу плюс 521 «зелёная» машина. Также активно росли продажи новых электрокаров с января по март текущего года, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Это первый существенный сдвиг по росту количества электромобилей за последние десять лет. Данные по электротранспорту Бюро национальной статистики АСПиР публикует с 2012 года. Рекордное число электрокаров ранее было зафиксировано в стране 1 января 2016 года: 785 машин.

Однако, несмотря на динамику по количеству, доля электромобилей в общем автопарке Казахстана остаётся очень маленькой. Если в марте прошлого года удельный вес электрокаров составлял 0,01%, то на 1 апреля 2023-го он увеличился лишь до 0,04%.

Количество зарегистрированных электроавтомобилей в Казахстане

Фото: Energyprom.kz

Из 1,9 тыс. «зелёных» машин 1,6 тыс. составляют легковые автомобили. Их доля превышает 84%. Грузовиков и автобусов с электродвигателями куда меньше: 8,8% и 6,9% соответственно. При этом основную часть подобного общественного транспорта, судя по статотчётам, начали закупать только в декабре прошлого года. Тогда зарегистрировали сразу 109 электробусов, а к концу марта текущего года их насчитывалось уже 134.

«Озеленение» городского общественного транспорта наблюдается в основном в Астане и Алматы, где зарегистрированы 67 и 32 электробуса соответственно. Не исключено, что с отчётностью у столичных автопарков не всё идеально. Например, по информации пресс-службы акимата Астаны, в 2022 году на городские маршруты в этом мегаполисе было выпущено 115 автобусов с электродвигателем. До конца 2023-го парк электробусов Астаны увеличат до 300.

Большая часть — 1,2 тыс., или 63,9% — всех авто на батареях зарегистрированы в Алматы. Это объясняется несколькими факторами, в том числе более высокой концентрацией бизнесменов-миллионеров. Ranking.kz писал о том, что 89% всех учтённых самозанятых с зарплатой от 1 млн тг живут именно в Южной столице. Стоимость легкового электромобиля значительно отличается от ценника на машину с двигателем внутреннего сгорания. Судя по прайс-листам казахстанских компаний-посредников, поставляющих электрокары на заказ из Китая и других стран, новый легковой электромобиль обойдётся покупателю в сумму от 30 млн до 70 млн тг. На вторичном рынке цены варьируются от 15,8 млн до 50 млн тг.

Фото: Energyprom.kz

Второе место с сильным численным отставанием заняла Астана. По дорогам столицы ездят всего 249 электрокаров. Возможно, эту цифру можно было бы увеличить, если бы владельцы электромобилей с дипломатическими номерами (их насчитывается 13) в отчётах указывали свой регион проживания.

В тройку лидирующих регионов также вошла Алматинская область, где, по данным на 1 апреля 2023 года, было зарегистрировано 100 экоавто. Минимальное количество «зелёных» машин числилось в Северо-Казахстанской (2), Акмолинской (4) и Улытауской (4) областях.

Одним из сдерживающих факторов в развитии «зелёного» транспорта в Казахстане депутаты Парламента РК называют отставание в развитии электромобильной инфраструктуры. Далеко не в каждом областном центре страны есть общественные зарядные станции, а про спецзаправки на межрегиональных трассах и говорить нечего. Всё это вкупе делает электромобили исключительно городским транспортом.

Судя по открытым данным, в Казахстане лишь две организации специализируются на установке и эксплуатации электрозарядных станций: ТОО «Оператор ЭЗС» и компания eDrive.kz. Обе имеют сети станций, общее количество которых составляет 183. Большая их часть расположена в Алматы (97) и Астане (76). По одной-две ЭЗС функционируют в Караганде, Темиртау, Шымкенте, Талдыкоргане, Атырау, три — в Щучинске. Владельцы электрокаров в других регионах не имеют возможности пользоваться общественными станциями и «заправляют» свои автомобили в домашних условиях, «от розетки».

Фото: Energyprom.kz

Нередко в социальных сетях и закрытых группах мессенджеров автоэксперты высказывают свои сомнения в достоверности официальной статистики по количеству электрокаров, считая, что она сильно занижена. Это мнение нельзя игнорировать, так как пробелы и несовершенства в системе сбора данных по количеству электромобилей в Казахстане действительно существуют. По словам руководителя Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка РК Артура Мискаряна, при регистрации авто МВД не обязывает владельца указывать тип топлива. Поэтому некоторые счастливые обладатели новых электрокаров, не заполнившие эту графу, могли и не попасть в общую статистику.

Кроме того, часть электрокаров в Казахстане — гибриды, которые имеют как бензиновый, так и электродвигатель. А по автомобилям на смешанном топливе МВД ведёт отдельную статистику. Она включает в себя (без разделения на категории) электрические гибриды и машины, которые ездят на бензине и газе. На 1 апреля 2023 года транспорта, который ездит на смешанном топливе, было зарегистрировано 337,8 тыс. единиц. Определить в них долю электрогибридов не представляется возможным.

Фото: Energyprom.kz

Читайте также:

Токаев и Путин провели телефонные переговоры
17 августа 2025 в 17:15
Казахстанцы массово снимают деньги с валютных счетов — забрали уже 57 миллиардов
14 августа 2025 в 12:04
В Казахстане пациентам после трансплантации гарантировали поддержку
17 августа 2025 в 16:11
Редкое явление произошло на торгах тенге и доллара на KASE
14 августа 2025 в 15:38
Как День спорта празднуют в Астане
17 августа 2025 в 15:33
Премиум от Bereke Bank: казахстанец увидел на своей карте минус 2,6 тысячи долларов
14 августа 2025 в 15:55
Курчумский район полностью подключат к интернету к 2027 году
17 августа 2025 в 13:51
Курица «взлетела»: почему цены в Казахстане резко пошли вверх?
15 августа 2025 в 11:04
Казахстан договорился с Китаем об авиарейсах в Кульджу и Кашгар
17 августа 2025 в 12:29
Назван возраст, когда похудеть становится почти невозможно
15 августа 2025 в 12:31
Государство и спорт: как Казахстан инвестирует в здоровое будущее
17 августа 2025 в 12:04
Казахстанцам не повысят минимальную зарплату — решение правительства
13 августа 2025 в 15:46
Огонь уничтожил торговый дом в посёлке Жанакорган
17 августа 2025 в 11:06
ДТП в Казахстане: за полгода — 955 погибших
16 июля 2025 в 17:45
Токаев поздравил Индонезию с юбилеем независимости
17 августа 2025 в 09:56
Спасатели МЧС Казахстана обнаружили фрагменты пропавшего вертолета
26 июля 2025 в 11:53
В Астане проведена масштабная акция по защите окон и советам безопасности для родителей
16 августа 2025 в 15:31
Пенсионный аннуитет или выплаты из ЕНПФ: что нужно знать перед выбором
13 августа 2025 в 16:47
Организаторы концерта Дженнифер Лопес в Алматы подвели итоги
16 августа 2025 в 15:16
Мясо сайгака: где взять и почему на базаре не найти его
13 августа 2025 в 14:52
Экспорт зерна нового урожая превысил 9,8 млн тонн
16 августа 2025 в 14:03
Halyk Bank блокирует счета казахстанцев. Причин никто не знает
13 августа 2025 в 16:38
Казахстан приветствует встречу президентов России и США в Анкоридже
16 августа 2025 в 13:36
На севере Казахстана запустят новый завод — будут делать корм из люцерны
12 августа 2025 в 17:49