За год число электромобилей в Казахстане выросло втрое

Помесячная статистика Министерства внутренних дел РК с марта 2022-го по март текущего года показывает значительный рост количества электромобилей в стране: с 631 до 1,9 тыс. При этом резкое увеличение числа зарегистрированных авто с электродвигателем отмечается с декабря прошлого года: за месяц сразу плюс 521 «зелёная» машина. Также активно росли продажи новых электрокаров с января по март текущего года, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Это первый существенный сдвиг по росту количества электромобилей за последние десять лет. Данные по электротранспорту Бюро национальной статистики АСПиР публикует с 2012 года. Рекордное число электрокаров ранее было зафиксировано в стране 1 января 2016 года: 785 машин.

Однако, несмотря на динамику по количеству, доля электромобилей в общем автопарке Казахстана остаётся очень маленькой. Если в марте прошлого года удельный вес электрокаров составлял 0,01%, то на 1 апреля 2023-го он увеличился лишь до 0,04%.

Количество зарегистрированных электроавтомобилей в Казахстане

Фото: Energyprom.kz

Из 1,9 тыс. «зелёных» машин 1,6 тыс. составляют легковые автомобили. Их доля превышает 84%. Грузовиков и автобусов с электродвигателями куда меньше: 8,8% и 6,9% соответственно. При этом основную часть подобного общественного транспорта, судя по статотчётам, начали закупать только в декабре прошлого года. Тогда зарегистрировали сразу 109 электробусов, а к концу марта текущего года их насчитывалось уже 134.

«Озеленение» городского общественного транспорта наблюдается в основном в Астане и Алматы, где зарегистрированы 67 и 32 электробуса соответственно. Не исключено, что с отчётностью у столичных автопарков не всё идеально. Например, по информации пресс-службы акимата Астаны, в 2022 году на городские маршруты в этом мегаполисе было выпущено 115 автобусов с электродвигателем. До конца 2023-го парк электробусов Астаны увеличат до 300.

Большая часть — 1,2 тыс., или 63,9% — всех авто на батареях зарегистрированы в Алматы. Это объясняется несколькими факторами, в том числе более высокой концентрацией бизнесменов-миллионеров. Ranking.kz писал о том, что 89% всех учтённых самозанятых с зарплатой от 1 млн тг живут именно в Южной столице. Стоимость легкового электромобиля значительно отличается от ценника на машину с двигателем внутреннего сгорания. Судя по прайс-листам казахстанских компаний-посредников, поставляющих электрокары на заказ из Китая и других стран, новый легковой электромобиль обойдётся покупателю в сумму от 30 млн до 70 млн тг. На вторичном рынке цены варьируются от 15,8 млн до 50 млн тг.

Фото: Energyprom.kz

Второе место с сильным численным отставанием заняла Астана. По дорогам столицы ездят всего 249 электрокаров. Возможно, эту цифру можно было бы увеличить, если бы владельцы электромобилей с дипломатическими номерами (их насчитывается 13) в отчётах указывали свой регион проживания.

В тройку лидирующих регионов также вошла Алматинская область, где, по данным на 1 апреля 2023 года, было зарегистрировано 100 экоавто. Минимальное количество «зелёных» машин числилось в Северо-Казахстанской (2), Акмолинской (4) и Улытауской (4) областях.

Одним из сдерживающих факторов в развитии «зелёного» транспорта в Казахстане депутаты Парламента РК называют отставание в развитии электромобильной инфраструктуры. Далеко не в каждом областном центре страны есть общественные зарядные станции, а про спецзаправки на межрегиональных трассах и говорить нечего. Всё это вкупе делает электромобили исключительно городским транспортом.

Судя по открытым данным, в Казахстане лишь две организации специализируются на установке и эксплуатации электрозарядных станций: ТОО «Оператор ЭЗС» и компания eDrive.kz. Обе имеют сети станций, общее количество которых составляет 183. Большая их часть расположена в Алматы (97) и Астане (76). По одной-две ЭЗС функционируют в Караганде, Темиртау, Шымкенте, Талдыкоргане, Атырау, три — в Щучинске. Владельцы электрокаров в других регионах не имеют возможности пользоваться общественными станциями и «заправляют» свои автомобили в домашних условиях, «от розетки».

Фото: Energyprom.kz

Нередко в социальных сетях и закрытых группах мессенджеров автоэксперты высказывают свои сомнения в достоверности официальной статистики по количеству электрокаров, считая, что она сильно занижена. Это мнение нельзя игнорировать, так как пробелы и несовершенства в системе сбора данных по количеству электромобилей в Казахстане действительно существуют. По словам руководителя Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка РК Артура Мискаряна, при регистрации авто МВД не обязывает владельца указывать тип топлива. Поэтому некоторые счастливые обладатели новых электрокаров, не заполнившие эту графу, могли и не попасть в общую статистику.

Кроме того, часть электрокаров в Казахстане — гибриды, которые имеют как бензиновый, так и электродвигатель. А по автомобилям на смешанном топливе МВД ведёт отдельную статистику. Она включает в себя (без разделения на категории) электрические гибриды и машины, которые ездят на бензине и газе. На 1 апреля 2023 года транспорта, который ездит на смешанном топливе, было зарегистрировано 337,8 тыс. единиц. Определить в них долю электрогибридов не представляется возможным.

Фото: Energyprom.kz

Читайте также:

Новый налог на подходе? В Казахстане обсуждают очередное нововведение
3 июля 2025 в 15:01
Прощай, eGov.kz? Казахстан готовит замену главному порталу госуслуг
30 июня 2025 в 10:54
Не платите за ОСМС? Какую медпомощь вы имеете право получить
3 июля 2025 в 14:38
Проезд через границу Казахстана может стать платным
30 июня 2025 в 09:39
В аэропорту Астаны появился ящик для добровольной сдачи холодного оружия
3 июля 2025 в 14:36
Вполне реально: Смадияров об угрозе смертной казни для двух казахстанцев в Индонезии
30 июня 2025 в 20:29
Производство мороженого в Казахстане выросло
3 июля 2025 в 14:25
Одна цена для всех: Kaspi установил новую комиссию за переводы на карты других банков
1 июля 2025 в 14:26
В Минпросвещения РК призвали родителей защитить детей от энергетиков
3 июля 2025 в 13:53
Alatau City Bank начал чистку: некоторые счета казахстанцев закроют
1 июля 2025 в 10:03
Мужской и женский сон — не одинаковый: ученые раскрыли интересную разницу
3 июля 2025 в 13:46
В Казахстане хотят отказаться от желтых номеров: что это значит
30 июня 2025 в 11:48
Чем старше — тем добрее? Ученые нашли неожиданный эффект возраста у женщин
3 июля 2025 в 13:10
Новые тарифы на воду в Казахстане: Первые результаты
1 июля 2025 в 13:37
Овощи, фрукты, мясо по выгодной цене: в Астане пройдет праздничная ярмарка
3 июля 2025 в 12:56
Цены на картофель выросли почти вдвое
1 июля 2025 в 17:27
В Казахстане начали маркировать газовые баллоны: зачем это нужно
3 июля 2025 в 12:41
Один из крупнейших рудников Казахстана продали китайской компании за $1,2 млрд
30 июня 2025 в 09:41
Талгат Алдыбергенов назначен главой КТЖ — что о нем известно
3 июля 2025 в 12:12
В Казахстане запустят цифровую систему для отслеживания подземных вод
30 июня 2025 в 16:08
Прямо из Астаны к морю: Air Astana запустила рейсы в Бодрум
3 июля 2025 в 11:58
Казахстанцев ждут длинные выходные в июле
1 июля 2025 в 15:26
Названы казахстанские регионы с самыми высокими и низкими стандартами жизни
3 июля 2025 в 11:55
Почти полмиллиона казахстанцев проверили, подвергались ли их персональные данные утечке
1 июля 2025 в 13:00