За год число электромобилей в Казахстане выросло втрое

Помесячная статистика Министерства внутренних дел РК с марта 2022-го по март текущего года показывает значительный рост количества электромобилей в стране: с 631 до 1,9 тыс. При этом резкое увеличение числа зарегистрированных авто с электродвигателем отмечается с декабря прошлого года: за месяц сразу плюс 521 «зелёная» машина. Также активно росли продажи новых электрокаров с января по март текущего года, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Energyprom.kz.

Это первый существенный сдвиг по росту количества электромобилей за последние десять лет. Данные по электротранспорту Бюро национальной статистики АСПиР публикует с 2012 года. Рекордное число электрокаров ранее было зафиксировано в стране 1 января 2016 года: 785 машин.

Однако, несмотря на динамику по количеству, доля электромобилей в общем автопарке Казахстана остаётся очень маленькой. Если в марте прошлого года удельный вес электрокаров составлял 0,01%, то на 1 апреля 2023-го он увеличился лишь до 0,04%.

Количество зарегистрированных электроавтомобилей в Казахстане

Фото: Energyprom.kz

Из 1,9 тыс. «зелёных» машин 1,6 тыс. составляют легковые автомобили. Их доля превышает 84%. Грузовиков и автобусов с электродвигателями куда меньше: 8,8% и 6,9% соответственно. При этом основную часть подобного общественного транспорта, судя по статотчётам, начали закупать только в декабре прошлого года. Тогда зарегистрировали сразу 109 электробусов, а к концу марта текущего года их насчитывалось уже 134.

«Озеленение» городского общественного транспорта наблюдается в основном в Астане и Алматы, где зарегистрированы 67 и 32 электробуса соответственно. Не исключено, что с отчётностью у столичных автопарков не всё идеально. Например, по информации пресс-службы акимата Астаны, в 2022 году на городские маршруты в этом мегаполисе было выпущено 115 автобусов с электродвигателем. До конца 2023-го парк электробусов Астаны увеличат до 300.

Большая часть — 1,2 тыс., или 63,9% — всех авто на батареях зарегистрированы в Алматы. Это объясняется несколькими факторами, в том числе более высокой концентрацией бизнесменов-миллионеров. Ranking.kz писал о том, что 89% всех учтённых самозанятых с зарплатой от 1 млн тг живут именно в Южной столице. Стоимость легкового электромобиля значительно отличается от ценника на машину с двигателем внутреннего сгорания. Судя по прайс-листам казахстанских компаний-посредников, поставляющих электрокары на заказ из Китая и других стран, новый легковой электромобиль обойдётся покупателю в сумму от 30 млн до 70 млн тг. На вторичном рынке цены варьируются от 15,8 млн до 50 млн тг.

Фото: Energyprom.kz

Второе место с сильным численным отставанием заняла Астана. По дорогам столицы ездят всего 249 электрокаров. Возможно, эту цифру можно было бы увеличить, если бы владельцы электромобилей с дипломатическими номерами (их насчитывается 13) в отчётах указывали свой регион проживания.

В тройку лидирующих регионов также вошла Алматинская область, где, по данным на 1 апреля 2023 года, было зарегистрировано 100 экоавто. Минимальное количество «зелёных» машин числилось в Северо-Казахстанской (2), Акмолинской (4) и Улытауской (4) областях.

Одним из сдерживающих факторов в развитии «зелёного» транспорта в Казахстане депутаты Парламента РК называют отставание в развитии электромобильной инфраструктуры. Далеко не в каждом областном центре страны есть общественные зарядные станции, а про спецзаправки на межрегиональных трассах и говорить нечего. Всё это вкупе делает электромобили исключительно городским транспортом.

Судя по открытым данным, в Казахстане лишь две организации специализируются на установке и эксплуатации электрозарядных станций: ТОО «Оператор ЭЗС» и компания eDrive.kz. Обе имеют сети станций, общее количество которых составляет 183. Большая их часть расположена в Алматы (97) и Астане (76). По одной-две ЭЗС функционируют в Караганде, Темиртау, Шымкенте, Талдыкоргане, Атырау, три — в Щучинске. Владельцы электрокаров в других регионах не имеют возможности пользоваться общественными станциями и «заправляют» свои автомобили в домашних условиях, «от розетки».

Фото: Energyprom.kz

Нередко в социальных сетях и закрытых группах мессенджеров автоэксперты высказывают свои сомнения в достоверности официальной статистики по количеству электрокаров, считая, что она сильно занижена. Это мнение нельзя игнорировать, так как пробелы и несовершенства в системе сбора данных по количеству электромобилей в Казахстане действительно существуют. По словам руководителя Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка РК Артура Мискаряна, при регистрации авто МВД не обязывает владельца указывать тип топлива. Поэтому некоторые счастливые обладатели новых электрокаров, не заполнившие эту графу, могли и не попасть в общую статистику.

Кроме того, часть электрокаров в Казахстане — гибриды, которые имеют как бензиновый, так и электродвигатель. А по автомобилям на смешанном топливе МВД ведёт отдельную статистику. Она включает в себя (без разделения на категории) электрические гибриды и машины, которые ездят на бензине и газе. На 1 апреля 2023 года транспорта, который ездит на смешанном топливе, было зарегистрировано 337,8 тыс. единиц. Определить в них долю электрогибридов не представляется возможным.

Фото: Energyprom.kz

Читайте также:

Финансовые результаты Kaspi: рост прибыли на 23% за 2024 год
18 октября 2024 в 19:18
В общественном транспорте Шымкента перестала работать карта оплаты Tolem
16 октября 2024 в 09:28
Вмешательство прокуратуры ВКО способствовало погашению задолженности по зарплате
18 октября 2024 в 18:49
Утвержден Генеральный план города Экибастуз
15 октября 2024 в 17:25
Период солнечной активности достиг пика — данные NASA
18 октября 2024 в 18:49
В Казахстане для регистрации авто ввели новый обязательный документ
15 октября 2024 в 11:02
В школах Алматы не хватает около 200 психологов
18 октября 2024 в 18:46
Назван средний размер пенсии в Казахстане на 1 октября
16 октября 2024 в 10:45
Осужден первый замдиректора АО «Интергаз Центральная Азия»
18 октября 2024 в 18:27
Дефицит газа ощущается на заправках Костанайской области
17 октября 2024 в 09:14
В Казахстане планируется продлить запрет на вывоз лесоматериалов
18 октября 2024 в 17:54
Прокуратура Павлодарской области успешно сопровождает инвестиционные проекты
16 октября 2024 в 15:53
ЧП на шахте в Карагандинской области
18 октября 2024 в 17:23
В Алматы зафиксировали землетрясение в 2 балла
17 октября 2024 в 08:38
Водителей Казахстана ожидают штрафы за летние шины
18 октября 2024 в 17:22
В Карагандинской области задержаны несколько ОПГ
18 октября 2024 в 09:53
Курс доллара снизился на 2,52 тенге за 18 октября
18 октября 2024 в 17:18
Отец убитого в Талгаре Шерзата Болата записал видеообращение президенту
15 октября 2024 в 11:40
Гражданка Германии задержана в аэропорту Туркестана
18 октября 2024 в 17:04
Зарплаты казахстанцев: министр ответил на важный вопрос
15 октября 2024 в 15:10
Глава КФФ высказался о ситуации со штрафом Станислава Черчесова
18 октября 2024 в 16:55
Внешний долг Казахстана перед другими странами достиг 166,6 млрд долларов
14 октября 2024 в 10:38
Зампрокурора Алматинской области и прокурора Талгарского района освободили от должностей
18 октября 2024 в 16:47
100 миллионов за смягчение приговора Бишимбаеву: суд начался в Астане
17 октября 2024 в 10:54